Нестрашный внутренний критик

Одна из самых больших сложностей в работе с фигурой внутреннего критика в терапии — часто людям очень непонятно что делать ВМЕСТО того, чтобы себя критиковать, «мочить» и «гнобить».

Люди обычно существа неглупые и их довольно нетрудно убедить, что заниматься само-бичеванием это как-то не очень продуктивно, и по сути является само-повреждаюшим поведением. Но если никаких других голосов, кроме наезжающего, в опыте нет, голос этот гудит в голове набатом и как газ заполняет собой все.

И в отсутствии альтернативного опыта очень сложно этому Внутреннему Критику объяснить — а, что, собственно говоря, не так? И как надо? Многие люди просто в ступор впадают в этом месте.

То есть я за все хорошее против всего плохого, но как именно??

Я за это люблю ориентированную на решение краткосрочную терапию и embodiment-подход, что там в фокусе именно совместная разработка новых решений и их отработка, проживание в теле.

Тут еще полезно понимать, что фигура «внутреннего критика» формируется в период, когда с человеком происходил опыт повторяющейся критики со стороны значимого взрослого, настолько болезненный для ребенка, что на всю жизнь отпечатался в памяти.

Изначально это был ребенок 3-5-10 лет, моделировавший то, как с ним поступали родители/учителя, который считал себя «правильным», умным, и с высоты своей правильности и ума критиковал другого ребенка 3-5-10 лет, «неправильного». И все точно воспроизводил, это самая распространенная модель воспитания: ругать = улучшать. Хотя если подумать здраво, похоже на заклинания — ну как от слов «бестолочь» и «дворником станешь» прибавится знаний об орфографии?

Критик этот изнутри часто кажется грозным — но вообще-то это просто несчастный, иногда очень злой и строгий ребенок, мнящий себя взрослым.

Помните, что представления о жизни и как ее жить у этого внутреннего критика пришли из того времени. Для ребенка нормально черно-белое мышление (особенно если и у взрослых вокруг него было ч/б мышление), поэтому в этом же стиле будут звучать и слова критика.

Переубедить застрявшего ребенка бывает нелегко. Нужна ясная позиция, в первую очередь, по отношению к насилию
(«мы никого не бьем, даже неправильных детей») и готовность взять на себя — текущего реального взрослого — трудные задачи.

А объяснения для этого критика должны быть простыми и доходчивыми.

 

 

 

 

 

 

Continue reading

Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment

Языки как одежда для смысла

Вынесу полезное из разговора с Дарьей Кутузовой про языки.

Вот представьте, что живет смысл. Вначале слова еще нет, это невербальное переживание, felt sense (кто знаком с работами Джендлина, там про это много). И дальше мы берем это переживание и начинаем его заворачивать в вербальную «одежку», которая состоит из ткани лексических единиц, грамматических форм, фразеологизмов, слэнга. Эти «одежки» в разных языках разные, часто одна деталь костюма не соответствует аналогичной детали в другом языке, особенно когда речь идет не о мире предметов, а о мире идей. Кошка — она и есть кошка, но вот «быть» и «to be» — они про разное (по крайней мере, в некотором контексте, глазами театрального режиссера).

Но есть качество разрешения, как в мониторе: если изначальный текст написан литературным языком на уровне C1 — то чтобы перевести, нам нужны соответствующие литературные одеяния на другом языке и умение этими одеяниями пользовать, понимать что этот «карман» в языке N соответствует двум «заплаткам» в языке M. А вот чтобы сказать в кафе «без лука, пожалуйста» хватит уровня А1.

То есть тип одежек должен быть подобным — дальше мы возвращаемся обратно к felt sense и можно с ним сверяться: ощущение от завернутого в вербальную одежку текста на языке А, должно ощущаться аналогично ощущению от текста на языке Б.

Continue reading

Posted in blog | Tagged , | Leave a comment

Cмещенная агрессия, или как оказаться «сверху» в любой ситуации

Давно хочу написать про «смещенную агрессию». Это копинговый механизм, который позволяет справляться с состоянием беспомощности и бесправия путем вымещения своего гнева и бессилия вниз по иерархии. Правда, побочным эффектом подобного способа совладания становится увеличение насилия в мире: насилие порождает насилие.

Лучше всего его описывает вот эта картинка Бидструпа.

Этот механизм часто лежит в основе ситуаций травли: например, ребенок/подросток дома находится в ситуации насилия (или является свидетелем насилия одного родителя над другим или над самим ребенком). А затем этот ребенок приходит в класс и воспроизводит те же паттерны подавления или унижения более слабых.

Continue reading

Posted in blog | Tagged , | Leave a comment

Фундаментальные экзистенциальные мотивации и право на будущее

В феврале 2023 состоялся онлайн-саммит «Тело нового времени». У меня там было выступление на непростую тему — про «право на будущее».

И во время подготовки вспомнила очень подходящую к этой теме теорию фундаментальных мотиваций австрийского психолога Альфреда Лэнгле.

В этой модели он рассматривает предпосылки, условия, которые необходимы человеку для проживания полноценной жизни, наполненной смыслом.

Экзистенциальная терапия вообще сейчас очень сейчас уместна — Виктор Франкл, Ева Эдит Эгер, Ролло Мэй несомненно в моей «команде поддержки».

С чего можно начать восстановление «права на будущее»?

Когда происходят разрушения привычной картины жизни такого порядка (да что там картины, жизни продолжают разрушаться) — мы не можем взять и просто начать «латать» саму картину, которая «дырку на стене закрывает». Невозможность помыслить будущее — это та самая «нормальная реакция на ненормальные обстоятельства».

После второй мировой войны многие художники и деятели культуры задавались вопросом «возможно ли искусство после Холокоста?». Немецкий философ Теодор Адорно в 1951 году говорил, что нет: «после Освенцима любое слово, в котором слышатся возвышенные ноты, лишается права на существование». И все-таки мы знаем годы спустя, что жизнь искусства продолжилась — только ему пришлось стать другим.

Разрушение обнуляет созданное. И тогда, чтобы восстановить будущее, то есть саму возможность продолжать созидать, нам нужно вернуться к самым основам. Даже не просто к «праву быть» — к самому бытию.

И тут как раз очень уместна модель Альфреда Лэнгле. Как embodiment-практик я уже не могу просто читать про это просто как о некой концепции. Каждый этап мы можем проживать всем собой.
Читая текст ниже, вы можете пропускать его сквозь себя, замечая какие состояния, ощущения он вызывает.

1я фундаментальная мотивация:
Я ЕСТЬ.
НО МОГУ ЛИ Я БЫТЬ?

Основной вопрос уровня первой фундаментальной мотивации — могу ли я быть в этом мире?
Continue reading

Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment

Не сыпать соль на рану

В книжке «Собака Пёс» Даниэля Пеннака встретила лучшее объяснение виктимблейминга (обвинения потерпевшего) — и как его избежать.

Возможно, это черно-белое изображение

Все действие происходит от первого лица пса, с суровой судьбой, с жестким ПТСР — он так, конечно, это не называет, но часто просыпается от ночных флэшбэков про мучительную смерть своих значимых псов. Чтение, на мой взгляд, совсем не детское, но это одна из лучших историй про исцеление от травмы через победу и проживание альтернативного опыта в настоящем.

Чтобы не спойлерить, расскажу, что ситуация разворачивается так, что пес возвращается после жесткого поражения к своему старшему товарищу (Гиенычу). Кабан — это хозяин Гиеныча, а Пёс — это пёс.

***

«Одиннадцать дней спустя в шесть часов утра под дверью Кабана слышится царапанье. Гиеныч настораживается. Снова царапанье. Кабан, который тоже проснулся, идёт открывать.
– Ты? Ничего себе, на что ты похож! Заходи.
Пёс входит. Он направляется прямиком в кухню, где опустошает двухлитровую поилку и миску Гиеныча. После чего ему хватает тридцати секунд, чтоб объяснить другу, что с ним произошло. «Предупреждал я тебя, остерегайся этой парочки», – думает Гиеныч. Но не говорит. Незачем сыпать соль на рану.
– И что ты собираешься делать? – спрашивает он.
Пёс в двух словах излагает свой план. Это просто и ужасно. Гиеныч никогда ещё не видел, чтоб глаза у него горели таким огнём. Никогда не слышал, чтоб он говорил так непререкаемо.
– Когда? – просто спрашивает он.
– Прямо сейчас!
– Нет, – отвечает Гиеныч. – Сейчас тебе нужны забота и отдых.
Пёс с минуту раздумывает.
– Правда, – признает он, – сначала надо восстановить силы.
– Эй! Пёс! Давай-ка сюда!
Это кричит Кабан. Он уже напустил ванну. Вообще-то, Пёс не охотник до ванн. Но Кабан настаивает.
– Ладно-ладно, нечего, увидишь, как полегчает.
И действительно, тёплая вода снимает напряжение, так же как голос Кабана, который ласково приговаривает:
– Покажи-ка лапы… Ого! это сколько ж ты прошёл… Ну ты силён! Храбрый пёс…
Он вынул Пса из ванны и крепко растирает, продолжая хвалить его за мужество, за выносливость, за верность, и слышать это приятно. Голос у него низкий и глубокий. И Псу, свернувшемуся у него на груди, кажется, будто он внутри этого голоса.»

НЕЗАЧЕМ СЫПАТЬ СОЛЬ НА РАНУ.

Это вроде бы понятно, что это самое «я тебе говорил_а» не поможет, только сделает уже плохое еще больнее. И как трудно бывает от этого удержаться. Но если мы можем так к себе, то и защитить себя от этого сможем.

Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment

Эмиграция и советы юным огородникам

Сейчас идет какой-то нескончаемый поток советов от любителей учить других взрослых людей жить. Без учета контекста, ситуации, личной истории.

В июле 2022 мы перебрались с семьей в Израиль, распаковав бабушкино наследство в виде еврейских корней. С основными бытовым вопросами уже разобрались, но конечно, интеграция в новое общество — процесс непростой и небыстрый. Читаю сейчас всего пару чатов для репатриантов, причем один закрытый, другой модерируемый, оба в целом полезные и дружелюбные, но даже там регулярно происходит «страна советов» без запроса. Как нарративный практик, стараюсь замечать какие дискурсы (наборы идей) транслируются и как они влияют на состояние и моральный дух.

Continue reading

Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment

Ориентированные на решение методы в кризисной ситуации

В начале марта 2022 мы с коллегами по Ассоциации ориентированных на решение психотерапевтов и практиков проводили онлайн-программу про ориентированные на решение методы в кризисной ситуации.

Видео можно посмотреть на канале Ассоциации.

Программа:
Открытие. Алексей Михальский

00:01:50. Обращение к коллегам SF-терапевта Фердинанда Вольфа, Австрия

00:03:40 Обращение SF-терапевта Питера Сандмана, Финляндия

00:11:50 Евгения Куминская: «ОР работа с ПТСР и острым стрессом»

00:58:00 Ольга Зотова: «ОР работа с телом при остром стрессе»

01:56:00 Юрий Гамзин: «ОРКТ в работе с неопределенностью»

02:29:00 Дмитрий Стебаков: «Некоторые идеи ОРКТ для работы с людьми, испытывающими тревогу»

03:41:00 Ольга Хохлова: «Принципы кризисного консультирования и ОРКТ»

Презентации выложены в тг-канале Ассоциации.

Posted in blog | Tagged , | Leave a comment

Потерять потерянную идентичность?

Когда потрясения такого масштаба, как сейчас, старые опоры уже не работают. Собственно, масштаб катастрофы и состоит в том, что рушатся опоры, вокруг которых собиралась идентичность человека. Что у меня есть дом (реальный и социальный), что я здесь живу, занимаются тем-то, создаю то-то. Что я могу себя уважать. Что другие могут меня уважать. У каждого свое, сутевое. И когда эти опоры рушатся, человек чувствует себя разрушенным изнутри. Видела такого за эти дни немало. Переживание краха в теле. Разрушение образа будущего. Иногда даже быть с этим состоянием рядом тяжело. Степень разная, но иногда человек с моральной травмой выглядит как переживший пытки, или разрушенный радиацией изнутри.
И уже в нескольких местах я встречала не такую простую, но все же по-своему расширяющую мысль о том, чтобы попробовать жить без идентичности. По крайней мере, той, каким-ты-себя-знал. It’s the end of the world as you know it.
Помните, как буддисты говорят про относительные причины счастья?

Помните фразу христианского иезуита из статьи «Твоя работа — не твой бог»?
«Если у тебя это можно отнять — это не бог.»

Кризис обнажает суть, остов. Что я без моих опор?

Что лежит за пределами твоей национальной (или любой другой) идентичности, что нельзя отнять?

Что остается, даже когда [это  ценное] разрушается?

Continue reading

Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment

Астрид Линдгрен: «Нет насилию!»

Недавно мне встретилась маленькая книжка Астрид Линдгрен, той самой мамы Пеппи и Карлсона, под названием «Нет насилию!»

В ней очень своевременный текст – речь Астрид Линдгрен на вручении Премии Мира немецкой книготорговли в октябре 1978 во Франкфурте. Тогда это выступление вызвало множество дискуссий в европейских странах. Сейчас в это трудно поверить, но еще в 1970-е гг. телесные наказания детей были нормой во многих странах. И только в 1979 году Швеция стала первой страной в мире, где они были запрещены – в том числе, благодаря этому выступлению Линдгрен. В этой речи писательница говорит не только о проблеме детских наказаний, но и о том, что истоки насилия, в котором утопает мир, лежат в детстве каждого из нас.

Интересная история про эту речь: организация, которая выдала премию, не хотела, чтобы она выступала, но Линдгрен сказала, что если ей не дадут слово, то она вообще не приедет на церемонию награждения. Так что им пришлось передумать и все-таки выслушать ее.

Больше всего меня поразило каким хрупким она ощущала мир в 1978 году. Как с тех пор мы успокоились и стали считать его само собой разумеющимся. И сколько еще усилий предстоит. Continue reading

Posted in blog | Tagged , , , | Leave a comment

«Я же говорила!», или ошибка ретроспекции

«Я так и знал!»
«Я же говорила!»

Сколько раз за свою жизнь вы слышали это от других?
Как часто вы говорите это себе?

Эмоционально это может принимать разные формы, от сожаления и сочувствия до обвинения и осуждения.

Cами ситуации бывают как повседневные:
«Я же говорила, возьми зонтик!»
«Ну я же тебе сто раз сказала про сменку!»
«Я же тебе говорил, меняй на доллары!»
«Ну почему я не купил акции Zoom в начале пандемии!»

Так и критичные, когда то же самое «я же говорил(а)!» становится виктимблеймингом (обвинением потерпевшего), когда произносится на фоне ситуации, от которой человек и так пострадал:

«Зачем ты вообще ночью с ними поехала, да еще в таком виде?»
«Зачем ты ночью шел с телефоном по улице?»
(нередко говорится человеку, пережившему насилие)

«Ты что, не знаешь, что не надо класть сумку в багажник?»
(мой случай, после того как мне разбили стекло багажника и вытащили сумку, это было днем, на официальной парковке рядом с парком)

«Не надо было ездить на машине в такой снегопад!»
(человеку, который попал в аварию).

Давайте задумаемся, почему люди так говорят? Continue reading

Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment