Эмиграция и советы юным огородникам

Сейчас идет какой-то нескончаемый поток советов от любителей учить других взрослых людей жить. Без учета контекста, ситуации, личной истории.

В июле 2022 мы перебрались с семьей в Израиль, распаковав бабушкино наследство в виде еврейских корней. С основными бытовым вопросами уже разобрались, но конечно, интеграция в новое общество — процесс непростой и небыстрый. Читаю сейчас всего пару чатов для репатриантов, причем один закрытый, другой модерируемый, оба в целом полезные и дружелюбные, но даже там регулярно происходит «страна советов» без запроса. Как нарративный практик, стараюсь замечать какие дискурсы (наборы идей) транслируются и как они влияют на состояние и моральный дух.

Уехавших учат как нужно правильно интегрироваться: сразу и бесповоротно, с полной ассимиляцией, предыдущую культуру желательно полностью стереть («перестаньте общаться с русскими, так и зависните в своем гетто!») и инсталлировать на свой жёсткий диск новую, получше. Никакой печали по утраченному места находить не требуется, просто включайся в новую жизнь и давай фигачь: радуйся, говорю! И привыкай к новым порядкам, быстро, нечего по своему латте скучать!

Неважно, что за утраченным стоят ценности и иногда десятилетия усилий и созидания. Раз это все было на территории государства-террориста, значит все оно было гнилое, да и сам ты… лучше помалкивай про Where are you from, постыдись. Стыжение — вообще любимое занятие эльфов в белом. Достоинство — тоже для «белых», тебе не полагается.

Оставшихся призывают «дураки, бегите!» — а если не бегут по первому зову призывающих, то записывают в дураков и пособников режима. Классное и смешное обсуждение на эту тему встретила, положу у комменты.
Как раз я думала, что хорошо было бы собрать коллекцию дискурсов про эмиграцию, то есть идей и предписаний «как правильно». И устроить практику групповой деконструкции. Потому что жить и так сложно — что уезжать, что оставаться — а выдерживать помимо этого давление мнений, осуждений и рассуждений про то, какой ты неправильный эмигрант или плохой русский — только делает тяжелое еще тяжелее, что называется, adding insult to injury, создает опыт невидимости твоей конкретной жизненной истории.

Образ у меня про это возник такой.

Вот идет буря. Социальный шторм. Порывы шквального ветра вырывают с корнем растения, и вот уже было надежно проросшие в местную почву семейства, пустившие корни и начавшие плодоносить, от моркови и одуванчиков до баобабов, тяжело вздыхают и снова разлетаются по свету в поисках лучшей среды обитания. Или не «лучшей», хоть какой-нибудь.

Они разлетятся — и продолжат лететь или оседать и прорастать в землю, исходя из своей общей таковости. Сложного набора свойств и качеств, накопленных запасов и особенностей. Живучему одуванчику подойдет и зона рискованного земледелия, в крайнем случае продолжит порхать. Яблоне нужна почва поплодороднее. Орхидея будет дожидаться гораздо более мягкого климата, прежде чем зацветет снова.

Но что мне нравится в животном мире, вихри разлетающихся семян и разбредающихся волков не имеют морального измерения. «Воображаемого порядка», как это называет Хорари. Планки «правильного».
Морковь не объясняет орхидее на какую глубину ее надо сажать и сколько сантиметров побегов она должна произвести на новом месте, чтобы мочь себя уважать. Фламинго не рассказывает волку из позиции сверху-вниз когда «пора валить».

Человек — не морковка. Нет никакой абстрактно правильной для всех глубины «залегания». Никто не скажет за вас нужна ли вам полная ассимиляция, в какой степени вам важно сохранить контакт со старой культурой, своим образом жизни и повседневными привычками, и какая степень интеграция с новой культурой подходит именно вам. Вообще — какие у вас цели адаптации и какой темп вам подходит.
Вернее, сказать-то скажут! Агрономов-любителей у нас в соцсетях хватает — но вы им не верьте.
Никто не знает за вас какой у вас запас мобильности выдержать переход и фазу лиминальности (когда уже не здесь — еще не там, место не особо приятное), сколько ресурсов есть на прорастание в новом месте и сколько на старом месте осталось «полей заботы», которых вы не можете оставить, не потеряв контакта со своими ценностями.

Да, иногда чтобы выжить приходится расстаться с какой-то версией идентичности, той собой, которую ты знала. Да, жизнь ничего нам не обязана, и иногда приходится соглашаться на то, как есть, и оно не особо предпочитаемое. 

Но все равно можно оставить за собой право выбирать цели и темп путешествия. И отношение к происходящему.

P.S. Попалось в репатриантском чате:
«Если кто-то почувствовал тут себя как рыба в воде, это не значит, что тут нет других животных».

PPS.: Друг написал в комментариях:
«Я тоже 44 года думал, что я — дерево, и корнями пророс в те места, где родился. Но февраль 22-го выдался слишком холодным, энт Модест вынул корни из земли и ушёл.»

На картинке: морковь-старый репатриант объясняет моркови-новому репатрианту правильную глубину залегания.

Возможно, это изображение на открытом воздухе
Темы: , ,

Comments are closed.