Ваша работа — не ваш бог

Хочу поделиться статьей — самое глубокое, что мне попадалось последнее время про выгорание. Тема выгорания за два года пандемии выбилась в первые строчки самых частых запросов к психологу, недавно на эту тему вышла книга, которая так и называется, «Эпидемия выгорания», где автор Дженнифер Мосс задается вопросом — что случилось с обществом, что это явление стало настолько повсеместным?

May be an image of book and text that says 'HARVARD BUSINESS EVIEW PRESS THE RISE OF CHRONIC STRESS AND HOW WE CAN FIX IT THE BURNOUT EPID EPIDEMIC JENNIFER JENNIFERMOS MOSS'

 

Недавно у меня было три подряд разговора с людьми об истощении и выгорании, три истории из разных контекстов: выгорание в IT, материнское выгорание в результате опыта заботы о детях-погодках несколько лет подряд без особой помощи, и выгорание в академической среде, после написания диссертации — научный труд тоже своего рода ребенок, требующий от тебя всего себя без остатка.
Так вот, про статью — автор Jonathan Malesic озаглавил ее «Дар выгорания: как уход с работы открыл мне путь к процветанию», «The gift of burnout: How quitting my job allowed me to flourish»:

Недавно вышла его книга The End of Burnout: Why Work Drains Us and How to Build Better Lives

May be an image of text that says 'JONATHAN MALESIC ந THE END OF BURNOUT WHY WORK DRAINS US AND HOW TO BUILD BETTER LIVES'

Там он ставит под вопрос саму идею «отдать всего себя работе».

Джонатан изучает теологию и рассматривает выгорание через призму христианства:
«Случаи выгорания отражают противоречивую роль самоопустошения, или кенозиса, в христианской жизни. Св. Павел пишет, что Христос «опустошил себя», став человеком, а затем послушно подчинился смерти на кресте (2 Фил. 2:7-8). Эта идея дает теологическое обоснование нравственного идеала самоотверженной любви.

Применительно к нашей трудовой жизни кенозис слишком хорошо сочетается с американским идеалом «бескорыстной» преданности труду. Во время пандемии многих работников, таких как медсестер на передовой и водителей служб доставки, призвали пожертвовать своим благополучием ради требований работы. Американцы ожидают, что хорошие работники будут «отдаваться своей работе на все 100 процентов». Это ложный идеал: мы не должны опустошать себя ради компании или университета.

Но, как я обнаружил, нам часто идет на пользу умение опустошить свою гордость и преданность труду, даже если эти эмоции составляют большую часть того, кем мы себя считаем, потому что они могут быть препятствиями на пути к нашему духовному благополучию. Как писал теолог-иезуит Карл Ранер в книге «Нужда и благословение молитвы»: «Все, что у вас можно отнять, — это не Бог».

Моя работа, включая тот смысл призвания, который я в нее вкладывал, была благом, но не наивысшим благом. Она не могла решить мои проблемы или спасти мою душу. Я мог потерять ее и все еще жить хорошей жизнью. На самом деле, потерять его было единственным способом, которым я мог продолжать быть.»
В статье в Guardian он говорит про это еще более прямо: «ваша работа — не ваш бог».

C этим соотносится одна из буддистских максим:
«It’s real, but it’s not true».
Это реально, но это не истина, не окончательная реальность.
Это есть, но это не все, что есть.

Темы: , ,

Comments are closed.