«Не могу найти дело жизни — что со мной не так?»

Присоединяюсь ко многим идеям и наблюдениям коллеги, у меня тоже это один из самых частых запросов в коучинге.

Originally posted by at Не могу найти «дело жизни»: что со мной не так?

Написала небольшую статью, имеющую отношение к обсуждениям на нашем онлайн-курсе «Акуна матата». Думаю, многим может пригодиться.

Я в некотором изумлении от того, как часто этот запрос, оказывается, встречается.  Так что давайте я «в формате лекции» объясню ряд вещей.

1. Про требования, навязываемые социумом.

Вам уже 15-25-35-45, а вы все еще «себя не нашли»? «Грызете» себя за то, что вы — «обычный человек»? Успокойтесь: вами манипулируют.

Во-первых, потому что «найти себя» и «найти дело жизни» — это разные вещи.


Во-вторых, потому что чем сложнее устроен человек, тем сложнее и неординарнее будет та область, которую он в итоге выберет в качестве «дела жизни». Может быть, ее и нет вовсе в списке профессий. Часто такое «дело жизни» приходится изобретать, создавать «с нуля», объяснять людям, что это вообще и зачем это нужно, искать возможности реализации, и это дело не одного года.

Continue reading

Posted in blog | Tagged , | Leave a comment

Маркетинг для интровертов

 

В продолжение темы «маркетинга для интровертов». Время от времени обсуждаем и с клиентами, и с коллегами тему как возможно продвигать себя если ты, условно говоря, чувствуешь себя интровертом или просто идея само-продвижения тебе претит, по тем или иным причинам.

«Бизнесы, которые не только добиваются успеха, но вдохновляют и процветают, концентрируются на создании великих продуктов и услуг. Конечно же, у них есть отдел маркетинга, чтобы помочь им рекламироваться, но движущей силой их успеха является то, что они создают, а не то, как они это продвигают. […]
Какие стратегии вы можете использовать, чтобы сфокусироваться на своей работе, а не на маркетинге?»

Источник: http://www.quietrev.com/success-without-self-promotion/

Мне все же кажется, что есть время создавать — и есть время рассказывать о созданном. И это не или-или, а скорее «и-и» — и о том, как найти способ действовать это с «внутренним согласием» — и все-таки, делать.

Книги на эту тему:

Сюзайн Кейн. Интроверты. Как использовать особенности своего характера
(не читала целиком, но один из клиентов нашел ее для себя полезной).

Зак Девора. «Нетворкинг для интровертов».

Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment

Отзывы участников семинаров

Вот отзывы участников некоторых тренингов и семинаров:

Личные стратегические сессии: «Итоги года и дальше»

Тренинг совместно с Еленой Станковской «Внутреннее согласие: психотерапия на службе жизни»

Семинар по нарративному подходу (Москва), семинар в Минске

Семинар для специалистов на тему как развивать и поддерживать свою частную практику «Моя нарративная практика: предпочитаемая история»

Если Вы принимали участие в каких-то моих мероприятиях, буду благодарна за обратную связь
.

Информацию о текущих мероприятиях с моим участием можно посмотреть на странице Cобытия

Posted in blog | Leave a comment

Cеминар «Моя нарративная практика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В индивидуальный коучинг клиенты довольно приходят с темой «как начать/развивать свою практику?». Но бывает полезно подумать об этом не в одиночку. Именно поэтому Центр Нарративной Психологии и практики предложил мне сделать семинар на эту тему, в рамках долгосрочной программы обучения нарративному подходу. Будет много групповой и личной рефлексии на тему какие истории о том, что такое «развитие практики» и вообще «что такое хорошая практика» уже есть — и что могло бы быть.

Подробнее о семинаре: Continue reading

Posted in blog | Tagged , | Leave a comment

Про стыд собственного тела (и его не слишком сексуальные истоки)

Хороший текст на важную тему: про стыд собственного тела, откуда он берется и что с этим делать. Он написан через призму женского опыта, но механизмы «взращивания» этого стыда действуют в равной степени и на мужчин, и на женщин.

Перевод статьи из Haffington Post «Not-so-sexy origins of body shame».
Перевод Ольга Зотовой

«Почему нам стыдно за то, что наше тело «не слишком сексуально»?

Доверие к телу – это то, с чем мы рождаемся, и что по ходу жизни у нас грабительски отнимают  под влиянием культуры, родителей, медиков, и это лишь некоторые возможные причины. Мы не даем на это согласие. Мы оказываемся еще слишком молоды, чтобы понимать, что происходит, когда тон и истории (нарративы) о нашем теле начинают меняться. А потом со временем мы помещаем реакции других людей на наше тело внутрь себя, начинаем рассматривать их как свои собственные — и это приводит к дистанции от собственного тела, уверенности в том, что с нами что-то не так, и это «не так» необходимо исправить. Мы больше не невинны, мы теперь ответственны за исправление того, что другие считают проблемой.

А вы знаете когда вы начали терять доверие к своему телу?

Continue reading

Posted in blog | Tagged , , , | Leave a comment

10 максим о движении

Перевела «10 максим о движении» Марка Уолша, ведущего тренера международной обучающей программы Embodied Facilitator Course Russia

1. Движение — это жизнь, мертвые не двигаются.

2. Движение не случайно, оно одновременно выражает нас и создает нас такими, какие мы есть. Мы — «хомо движенс» (human movings)

3. Мы думаем, чувствуем и воспринимаем мир таким же способом, каким мы двигаемся, все это было бы невозможно без движения и возможно изменить через движение.

4. То, как мы двигаемся — это то, как мы входим в контакт и коммуникацию с другими. И мы можем изменять это через движение.

5. Другие люди, живые или уже ушедшие, живут в нашем движении. Дух говорит с нами через движение.

6. Мы можем совершать действия и созидать только через движение.

7. Сильные, красивые и любящие движения — одновременно целостны и эффективны. Сила, красота и любовь — это некоторые из способов движения.

8. Сильное и красивое движение — это свободный поток, без правил, включая перечисленные пункты.

9. Наша культура и ее проблемы с войной, окружающей средой и социальной несправедливостью — это выражение стиля движения и его застоя.

10. Наша история, настоящее и будущее движутся через нас. Будущее можно привести в движение.

Continue reading

Posted in blog | Tagged | Leave a comment

Джоани Спирингс и ее креативные «когнитивные переплетения»

Семинар голландского психотерапевта Джоани Спирингс про «Когнитивные переплетения — углубленные навыки работы с травмой» (другими словами, что делать, если клиент «застрял» или «ходит по кругу», и терапия не продвигается) — это настолько сильно, что даже сложно про это писать так, чтобы при этом не задирать планку на запредельную высоту. Ну просто потому что в любом случае я не смогу стать голландским терапевтом, которая практикует с 1978 (!) года, чьи семинары это что-то среднее между стэндапом (лучшим, что я видела), перфомансом и сторителлингом, а от клиентских историй через раз хочется плакать (with «healing tears» — «исцеляющими слезами», как она это называет), при этом она не стесняется ни в выражениях, ни в движениях, которые их выражают, и все это опираясь на самый свежий research, на высоком теоретическом уровне и не заумно. И она поразительна в своей изобретательности в следовании контексту клиента. Терапевтический пояс Милтона Эриксона, можно сказать. Или то, что в одном исследовании эффективности терапии называли «supershrinks» — «супер-терапевты».

Самое главное, встречаясь с таким людьми и вдохновляясь от них, помнить, что каждый проживает свою жизнь и тебе важно прожить и создать свою.

Так что без планок, немного впечатлений первого дня, не заглядывая в записи:

1. Три ключевых навыка, которые должны освоить клиенты, прежде чем они будут способны переработать травму:
— регуляция аффекта (то есть способность быть со своими эмоциями и чувствами, позволять им быть и одновременно не быть захваченными ими)
— привязанность (способность ее создавать)
само-сострадание (self-compassion)
Последнее — самое важное.

Continue reading

Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment

Стивен Мэдигэн: «Восемь привычек высокоэффективных проблем»

Ниже обзор статьи нарративного психотерапевта Стивена Мэдигэна «Восемь привычек высокоэффективных проблем».

Вот что пишет Стивен Мэдигэн к предисловию к краткой версии статьи:
«моя увлеченность темой интернализованных проблемных коммуникационных привычек ( internalized conversational problem habits) началась впервые в 1993 году, когда Дэвид Эпстон рассказал о том, как он интервьюировал женщин из разных частей света, которые вели борьбу по поводу своих отношений с анорексией и булимией. Он заметил, что несмотря на то, что у этих женщин были разные «акценты» (английский, французский, испанский, шведский, и т.д.) и они очень отличались друг от друга, в силу того, что жили в разных городах на разных континентах — то, как эти женщины описывали привычный для них интернализованный язык анорексии и булимии было практически идентичным.
Это привело меня к пугающему заключению — язык, практики, правила и ритуалы нарушений пищевого поведения экспортируются по всему миру! Я был поражен свидетельству того как быстро дискурс, поддерживающий анорексию, передавался от одной культуры к другой.»

Обзор Дарьи Кутузовой.

Введение

Любой человек, если его попросить, может воспроизвести, как с ним разговаривает интернализованный голос вины, перфекционизма или нарастающего страха. И то, что они говорят, звучит достаточно убедительно, преувеличивает проблемы и лишает человека сил. При этом, если человека спросить, как давно в его голове звучат такие голоса, вполне может оказаться, что они звучат там всю жизнь.

Откуда же они берутся и как же они становятся настолько влиятельными? Пробовали ли вы проследить это? Задумывались ли вы о том, что у таких разных клиентов эти лишающие сил внутренние голоса говорят примерно одно и то же? Приемы и стратегии, которые используют эти внутренние голоса, служат поддержкой для таких проблем, как депрессия, анорексия, панические атаки, насильственное поведение и пр. Внутренние разговоры с собой и с интернализованными другими помогают нам определить для себя, «нормальны» ли мы, «вписываемся» ли, соответствуем ли требованиям внешнего мира.

Для примера в статье Мэдигэн рассматривает восемь таких стратегий, которые он обозначает как «восемь навыков высокоэффективных проблем». (Этот список, конечно, не исчерпывающий.) Он не располагает их «внутри» человека, никто сам себе их не придумывает; все они присутствуют в культуре.

Вот эти восемь навыков:
1. Надзор за собой/ориентация на критически настроенную аудиторию.
2. Отказ в праве быть.
3. Нарастающий страх.
4. Негативное воображение + враждебное сравнение.
5. Внутренние споры/ссоры/склоки.
6. Чувство безнадежности.
7. Перфекционизм.
8. Парализующая вина.

Continue reading

Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment

«Восемь навыков высокоэффективных проблем»: негативное воображение + враждебное сравнение

Отрывок из статьи нарративного психотерапевта Стивена Мэдигэна «Восемь навыков высокоэффективных проблем».
Перевод Дарьи Кутузовой

Плохое отношение человека к себе захватывает всю его жизнь за счет того, что собирает в настоящем и прошлом только негативную информацию, вписывающуюся в рамки, заданные проблемой (Bateson, 1979). Далее оно предсказывает, что в будущем будет только «больше того же самого». Создается бедное описание человека и его опыта, вне которого остаются переживания преодоления, любви и сопричастности. Негативное воображение постоянно транслирует человеку сценарий наихудшего возможного развития событий.

Плохое отношение человека к себе подпитывает оскорбляющее несправедливостью, враждебное к человеку сравнение, потому что человек в его свете всегда оказывается «хуже», «второго сорта». Вне зависимости от того, что происходит и о чем идет речь, человек остается с чувством, что он «не дотягивает» до обозначенных стандартов. Этой привычке часто сопутствует и поддерживает ее тирания совершенства и безрезультатный подвижнический путь к его достижению.

Эту привычку очень трудно остановить, раз запустившись, она движется стремительно. «Я смотрю на родинку у себя на руке и вдруг уже думаю о том, кто придет на мои похороны; супруга опаздывает к ужину — я уже представляю ее в мотеле с соседом; ребенок ясельного возраста скандалит — он никогда не поступит в университет; коллега на меня как-то не так посмотрел — как пить дать, к вечеру меня уволят». Негативное воображение не приемлет полумер и полутонов, оно моментально разгоняется до максимальной скорости.

Люди, в жизни которых присутствует враждебное сравнение, могут верить, что фотография фотомодели в журнале мод считает их жирными; соседская собака ни в жизнь не захотела бы иметь настолько ленивого хозяина; все встреченные незнакомцы презирают их.

Вот какие вопросы можно использовать, чтобы рассмотреть контекст существования негативного воображения и враждебного сравнения:

— Бывает ли у вас ощущение, что есть какие-то силы, которые помогают людям плохо к себе относиться?
— Существуют ли какие-то популярные идеи, которые помогают людям чувствовать себя настолько плохими родителями, сотрудниками, супругами, детьми?
— Какие идеи способствуют тому, что мы всегда верим, что делаем недостаточно?
— Кто научил нас верить в то, что все, кроме нас самих, имеют право, чтобы с ними обращались по-человечески?
— Вы когда-нибудь задумываетесь о том, почему плохое отношение к себе не говорит о других людях в целом ничего хорошего, — кроме как в случаях, когда ему хочется нас унизить сравнением с ними?

Подобные вопросы ставят под сомнение легитимность высказываний плохого отношения к себе.

Для того, чтобы что-то им противопоставить, можно задать следующие вопросы:

— Каким образом негативное воображение захватывает всю историю о вас, как о личности?
— Какими средствами оно пользуется, чтобы придать убедительности истории о том, как все плохо?
— Какие распространенные идеи о том, кем вы «должны» быть оно привлекает и использует, чтобы помешать вам вспомнить отличающийся опыт и не дать включить его в историю вашей жизни?
— Каким образом негативное воображение «накручивается» в рамках проблемной истории?
— Что помогает создать трещину в построениях негативного воображения?
— Бывают ли моменты, когда вы свободны от сравнения?
— Как бы вы их обозначили?
— Есть ли в вашей жизни какие-то отношения, находящиеся за пределами враждебного сравнения?

Другие «навыки высокоэффективных проблем»:

Введение.
1. Надзор за собой/ориентация на критически настроенную аудиторию.
2. Отказ в праве быть.
3. Нарастающий страх.
4. Негативное воображение + враждебное сравнение.
5. Внутренние споры/ссоры/склоки.
6. Чувство безнадежности.
7. Перфекционизм.
8. Парализующая вина.

Posted in blog | Tagged , | Leave a comment

В поисках совершенства — или его границ

По ссылке толковая, в общем-то, вдумчивая статья, на интересную мне тему — где она, эта грань, между «принимать себя» и «выходить за пределы себя»:
«Быть перфекционистом или принимать себя таким, как есть?»

И одновременно это иллюстрация к тому что такое «модернизм» в психологии. Это когда психолог говорит: «человек (правильный человек) должен быть таким-то». Столько-то упорства, столько-то принятия, столько-то «здорового перфекционизма», смешать, не взбалтывать. Запутались, сложно? Обращайтесь, подскажем. Постмодернизм (как я его понимаю) позволяет человеку самому определять каким ему быть. Что в его мире хорошо и кто такой «хороший человек». Последствия выбора, разумеется, тоже предстоит взять себе.

Да и еще — у меня, в отличие от автора, кажется, есть личный ответ на вопрос «Да и зачем человеку меняться, если он себя любит такого?» (Есть такое мнение, что если не подгонять, будет лежать на диване и все, а так хоть «боль от собственного несовершенства» заставляет расти). Простой ответ, иногда он возникает на территориях увлеченности, а еще я встречаю его у детей до трех, не измученных нарзаном. Почему расти без «морковки сзади»? Да просто потому, что идти в новое и незнакомое — прикольно и интересно. Потому что невозможно хочется узнать — что же там дальше? Потому что хочется делиться. Какая-то такая мотивация. Возможно, без мега-амбиций. Но и без надрыва (в смысле страдания и выгорания одновременно). По мне так неплохой вариант. Но это дело вкуса, конечно.

«Когда вы целитесь в совершенство, то обнаруживаете, что это движущаяся мишень.» — Jeoffrey Fisher

 

 

 

 

 

 

Posted in blog | Tagged , | Leave a comment