Интегральное родительство

Попалась статья про интегральный подход к родительству (в смысле, основанный на принципах интегральной психологии), может кому-то будет интересно. Она длинная и немного занудная, но где-то с середины начинаются практические рекомендации, довольно здравые. И такие, за что я люблю интегральный подход — за учет разных перспектив.

Мириам Мейсон Мартино. Интегральный подход к воспитанию детей в возрасте до трех лет.

«Одно из определений целостной, или интегральной, личности – а в нашем случае, интегрального родителя – это его или ее способность рассматривать тот или иной вопрос со множества перспектив, что, в свою очередь, укрепляет нашу способность объединять противоположные аспекты и работать с ними. Мы не привязаны к какому-то определенному мировоззрению. Мы можем смотреть и чувствовать сквозь призму разнообразных вариантов, получать результаты и подтверждать каждую из них. […] Вместо того, чтобы выступать за авторитарный общепринятый подход или плюралистический, терпимый к отталкивающему или нездоровому поведению, мы побуждаем нашего ребенка адаптироваться и приноравливаемся к нему сами, насколько это позволяет текущая стадия его развития. Это похоже на танец. Мы примиряем множество противоположностей: между сопровождением ее растущего чувства индивидуальности (автономия) и направления ее навстречу ожиданиям окружающих (коммуникация); между сопереживанием и побуждением к дальнейшему росту; между уважением к растущей воле ребенка и установлением необходимых границ – вот лишь некоторые из них. Чтобы не нарушить этот тонкий баланс, родителю необходимо обладать устойчивым вниманием, которое дает возможность глубоко вслушиваться и отвечать ребенку с точки зрения наивысшего блага, понимать знаки, которые подает нам ребенок, решать, что будет в его интересах и действовать из такого состояния, которое настроено на ребенка, а не на контроль и принуждение.[…]

Этот внимательный подход, который я предлагаю, поддерживает иерархию на службе ребенка. Другими словами, родитель находится в альфа-позиции по отношению к ребенку, но только для того, чтобы заботиться о нем, и никогда – чтобы доминировать. Этот подход очень внимателен к ребенку, но никогда не центрирован на нем.

Здесь мы находим баланс между бытием и становлением. Удерживая, а еще лучше снимая напряжение между «тем, что есть» и «тем, что могло бы быть», мы открываем пространство для исследования более интегральных подходов к воспитанию. Мы привносим понимание и доброту к тому, кем мы являемся, и тому, что мы делаем, и мы принимаем вызов становиться лучше, постоянно учиться. Мы не ругаем себя за то, что не всегда справляемся. Мы не пребываем в иллюзии, что мы уже всему научились, и по-другому действовать невозможно. Мы понимаем, что вокруг нас – целая вселенная, поддерживающая наши усилия, предлагающая нам комфорт и поддержку, а так же бросающая нам вызов и настаивающая на дальнейшем движении.

В деле воспитания мы первым делом учимся смирению. Как сказала мне одна мать шестерых детей: «Если вам кажется, что вы все понимаете, если все для вас легко и ясно, то скорее всего, вы ничего не понимаете». В воспитании мы сталкиваемся с задачей, которая имеет огромное значение, и в то же время мы крайне редко чувствуем себя в силах с ней справиться удовлетворительно. Большую часть времени мы просто не представляем себе, как поступить правильно. И в большинстве случаев, у нас нет времени на то, чтобы это выяснить. Чаще всего мы прибегаем к интуиции. Мы оставлены один на один с этой задачей без особой подготовки или направления. Что бы ни предлагали книги по воспитанию, это не работает именно с нашим ребенкам. У нас есть большие надежды, но мы постоянно садимся в лужу и нам начинает казаться, что мы ни на что не годимся. Разница между тем, что мы теоретически понимаем и тем, что мы можем воплотить на практике, кажется нам вопиющей. Это приводит нас в полное уныние. Но все же во всем этом есть красота и обещание – когда мы полностью погружаемся в нашу неуверенность, и тщетные усилия, когда мы обнаруживаем, что можно одновременно делать все от себя зависящее, ставить себе высокие цели и в то же время все больше прощать себе ошибки. Тогда мы сможем подходить к воспитанию как к удивительному путешествию, к открытию все новых и новых территорий – как в себе, так и в отношениях с нашим ребенком. Когда мы совершаем ошибку, мы можем увидеть ее, почувствовать сожаление, признать ее, научиться чему-то на этом опыте, а затем продолжить свой путь с новыми силами и вниманием. […] Интегральное воспитание не имеет ничего общего с тем, чтобы быть «идеальным родителем» (если такое вообще существует в природе). Напротив, оно понимает, что мы в нашей родительской роли можем большему научиться, интегрировать и стать более осознанными по отношению к нашим родительским задачам.»

Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment

Конференция по позитивной психологии 2012

На прошлой неделе я была на конференции по позитивной психологии – это была европейская конференция, которая на этот раз проходила в Москве. Решение участвовать было немного из разряда «не упустить возможность» – в частности, посмотреть на живого Чиксентмихайи и его товарищей (я в свое время из личного интереса много читала по этой теме), но уверенности насколько конференция окажется практической и оправдается не было. И вот неделю спустя могу сказать, что сходила не зря. Это было очень интенсивно в смысле информации, не всегда мега-увлекательно, начиналось в 9.00, и я вспомнила что такое в прямом смысле засыпать на лекции. Но увидеть живьем такое количество людей мирового уровня (человек триста участников, из них 90% иностранцы), послушать как они рассказывают про то, что пишут в своих статьях и книгах, познакомиться с некоторыми было очень здорово.

У меня в телефоне море фотографий каких-то слайдов, а в блокноте записей, попробую превратить самое запомнившееся в ссылки:

– выступление Robert Ryan и Self-determination theory, это теория внутренней/внешней мотивации. Вместе с Edward Deci они эту концепцию развивают еще с 70х годов, и постепенно она становится все более психологическим мейнстримом (в хорошем смысле), например в отношении того, что нужно тщательно выбирать свои цели, чтобы они были внутренне значимы, и удовлетворяли важнейшие психологические потребности: в автономности, компетентности и связях с другими людьми.
selfdeterminationtheory.png

В популярном виде на ТЕДе про это рассказывает Дэниэл Пинк (хотя лучше посмотрите то же самое в картинках), а подробнее можно почитать в его книге Drive: the Surprising Truth about What Motivates Us (pdf).
Ну и для коллекции статья 1991 года и много ссылок.

– Очень интересная была секция про пост-травматический стрессовый рост. Самой запоминающейся была презентация японских участников, выступающая была в самом настоящем кимоно, с таким объемным поясом сзади (в сочетании с макбуком и проектором это выглядило очень глобалистски), с темой психологических последствий цунами 3/11. В начале она извинилась перед слушателями за несчастье, которое ее народ причинил миру (это что-то говорит об уровне вины в японском обществе – она сказала, что у них принято извиняться до, но в том, как она это говорила и в выражении лица я почувствовала живую боль.) Рассказывала про культурные различия в восприятия позитивности в японской культуре и про концепцию inclusive positivity – то есть такой, которая включает и радость позитива, и принятие негатива. Ключевой вывод их исследований – что в период травматических событий пессимистичный взгляд на мир, принятие негатива и страданий является более адаптивным и с большей вероятностью ведет к пост-травматическому росту, чем «don’t worry, be happy». Еще на этой секции была представлена новая объяснительная модель, соединяющая пост-травматический стрессовый рост и пост-экстатический рост (все в целом было что-то про comprehensive growth abilities, попытку выявить факторы и личностные качества, способствующие росту независимо от обстоятельств) но она еще не опубликована, обещали попозже прислать материалы.

– выступление Robert Vallerand и его дуальная модель страсти (dual model of passion), это о том, что страсть бывает двух типов: гармоничная и обессивная, и если гармоничная страсть напрямую связана с состоянием потока и увеличением счастья (или, как они это называют, «субъективного благополучия), то обессивная увлеченность в процессе деятельности счастье не увеличивает, а вот при невозможности предаться этому занятию увеличивает несчастье (т.е. количество негативных эмоций). То есть эта страсть завладевает человеком и начинает его ограничивать. Концепция, пожалуй, не новая, что-то тут мне напоминает про «непривязанность» и «не сотвори себе кумира», но сейчас это проверено на данных исследований во множестве областей и разных странах.

Но самое конечно интересное во всей этой истории про гармоничную/обсессивную страсть – это выводы. «Меня часто спрашивают, говорит лектор, – Как мы можем изменить обсессивную страсть? – Я им отвечаю: Не нужно ее менять. Прежде чем пытаться изменить людей, их нужно попытаться понять. Не пытайтесь отнять у них единственное, что они ценят в жизни. Помогите им улучшить другие области их жизни.» [Так что вопрос скорее в том, чтобы сделать жизнь в целом более гармоничной. Если человек, конечно, этого хочет.]

Вот пара популярных статей: «Why Your Passion for Work Could Ruin Your Career»; Is your passion making your unhappy?
А вот собственно научные работы на тему:
The Role of Passion in Sustainable Psychological Well-Being; On the Development of Harmonious and Obsessive Passion
– там в конце как раз такие данные с цифрами, которые он показывал на выступлении.

Вообще, кажется, на этой конференции не было не одного выступления без слайдов с корреляциями :) Кроме одного – это был Leo Bormans, автор книги «The World Book of Happiness», я сначала очень обрадовалась, что вот наконец лектор, который прыгает по сцене, рассказывает истории и у которого слайды состоят из одного предложения, но он так долго и (простите мой диагностицизм) нарциссически рассказывал как он крут, что сумел подарить свою книгу всем мировым лидерам, включая Обаму, что под конец меня утомил, а у некоторых коллег даже вызвал отторжение. Месседж у него был важный – как сделать, чтобы идеи позитивной психологии дошли до широкой аудитории? Как можно менять людей? Для этого он даже вызывал на сцену добровольца и предлагал убедить сдвинуть себя с места, а потом заставлял присутствующих в зале менять местами и даже смотреть друг другу в глаза. Это, конечно, всех растормошило, но мне показалось немного из позиции сверху вниз по отношении к публике.
Но один слайд у него был отличный, это было про социальный активизм:
Do worry.JPG

Но в этой самой аудитории многие из присутствующих уже это делают и доносят «месседж», особенно в сфере образования. Например, вот есть программа второго образования Applied Positive Psychology, University of East London. Там участники не просто пишут диплом по окончании, а реализуют реальные программы изменения в своей непосредственной работе, либо пишут консалтинговые предложения о возможных изменениях для какой-то организации.

Или вот в Австралии есть St.Peter’s колледж для мальчиков (место с большими традициями, там училось три нобелевских лауреата), где сейчас идет программа Well-being and positive education. Выступал, кажется, декан и одновременно учитель литературы, рассказывал о конкретном применении. Например, они проводят с мальчиками (группы 13 и 17 лет) тестирование Values in Action Character Strenths (ценностей в действии и сильных сторон) и затем обсуждают с каждым учеником в отдельности и сам процесс, и результаты. И потом сравнивают как эти мальчики описывают Короля Лира на уроке литературе. До – описание в стиле «Он проснулся, встал, оделся, вышел». Неделю спустя – картина внутреннего мира героя с попыткой понять мотивы и причины поступков. Жалко нет презентации, очень впечатлило. Наверное, это естественно – у человека появляется некая обобщенная карта возможных человеческих ценностей и в чем они выражаются, он начинает лучше понимать себя, ну а заодно уж и Короля Лира.

На этой конференции для меня здесь еще виднее стала разница между психологией как наукой, которая изучает явления и выводит закономерности на большой выборке людей и практикой (психотерапевтической/образовательной/cоциальной). Но то, что между ними такая большая разница, а иногда и разрыв, не значит, что они друг другу не нужны. В этом смысле позитивная психология даст большую фору очень многим подходам в том, как они умеют сделать из абстрактных академических знаний способ изменения мира. Да, может быть они не открыли ничего концептуально нового, и фактически это прямое продолжение идей гуманистической и экзистенциальной психологии, только теперь у них есть возможность проверять гипотезы количественно (это обсуждали на одной из секций). Да, может быть это немного смешно, что теперь есть «позитивная медицина», «позитивное государственное управление», «позитивное образование» – но с другой стороны, последнее нам точно не помешает, учитывая насколько для многих школа оказывается крайне депрессивным и убивающим желание учиться местом. После этого примера про Короля Лира были вопросы из зала, и кто-то из Великобритании спросил с интонацией бессилия в голосе – «как же нам донести подобный подход до нашего министерства образования? У них настолько традиционалистский подход к изучению литературы!» – И одним из ответов было, что министры любят цифры. (Добавлю, что и бизнес тоже.) Так что этот подход попробовать, а потом измерить что получилось оказывается довольно убеждающим.

А в каком-то более широком смысле сообщество позитивной психологии – это собрание идеалистов, которые раньше считались бесплодными мечтателями, а теперь получили легитимную возможность в рабочее время и официально говорить о хорошем и действовать в направлении изменений к лучшему.

***
База данных статей по позитивной психологии в открытом доступе:
Positive Psychology Research Database
Psychology of Well Being Journal
про нейрологию счастья.

Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment

Лабан-анализ от Джуди Ганц

Cегодня я еще переводила воркшоп по Лабан анализу Джуди Ганц. Совсем не собиралась, но там один день не смог переводчик, и я согласилась помочь. И никогда не думала, что это скажу — но я в полном восторге. Не думала — потому что лабан-анализ сто лет как известная мне тема, да и в целом соматика вызывает скорее уважение, ощущение чего-то ценного, полезного, но редко эйфорию. Но тут еще разница в «знать о» и «знать применяя» — и Джуди как раз из второй категории. Сегодня мы целый день занимались всего двумя параметрами — потоком (свободный/связанный) и весом (сильный/легкий), но это настолько ясный, глубокий, применимый в жизни и работе материал. И неважно, что это «знакомые темы», в смысле Лабан-анализа они оказались совершенно новыми. И нас даже научили записывать танец символами! И еще мы очень хорошо пообщались с Джуди, она рассказала, что в дополнение к своей ключевой работе обучению движению совсем недавно начала вести программу Emobdied Leadership (что-то вроде «Лидерство, воплощенное в теле»), очень интересно как сопрягаются разные темы.

Posted in blog | Tagged | Leave a comment

Закончился учебный год

В этот четверг закончилась долгосрочная программа обучения нарративному подходу. Когда после последнего занятия мы сидели в кафе небольшой группой Narrative4, я спросила друзей, изменилось ли что-то для них за это время. Изменилось сильно, и для меня тоже. В том, как я смотрю на вещи, как я действую. В чем-то стала больше сомневаться в хорошем смысле, учитывать больше разных перспектив одновременно. А в чем-то больше отстаивать свое, частное и отличающееся. Наверное, я еще никогда не была так далека от внутреннего конформизма, как сейчас. Identity «нарративный консультант» стало моим. В коучинге как-то постепенно я переместилась от «мне бы хотелось этим заниматься»(пару последних лет) до «давайте я буду этим заниматься» (осенью) и до «это то, что я делаю» (сейчас). И продолжает складываться понимание — «а что же именно я делаю», и за этим очень прикольно наблюдать боковым взглядом, как оно разворачивается в реальном времени, и конечно не кончается с окончанием обучения (тем более, что и обучение не заканчивается).

И место тоже имеет значение, близость этих мест офису сделало все это более возможным.
Год им. м.Баррикадная.
IMG_6715.JPG

Ну и конечно люди, которые нашлись за этот год, и с которыми интересно — очень важный takeaway. To be continued!

Posted in blog | Tagged | Leave a comment

Прокрастинация, волчанка и тысячи медвежат

Данила Гуляев выложил ссылку на лучший текст про прокрастинацию, который мне когда-либо попадался.

Прокрастинация стоит на страже нашей цельности, не давая суете порвать нас на тысячу маленьких медвежат. Почему же считается, что она злобное зло, пожиратель времени и источник хаоса и стресса? Потому что прокрастинация – это наш иммунитет от прессинга социума. А иммунитет иногда глючит. У него сбивается система распознавания, и он начинает жрать всех подрят, и чужих, и своих. И тогда то, что тебе нужно, встраивается в энергетическую пирамиду того, что тебе надо. Пока какой-нибудь волшебный пендель не внесет ясность.

Posted in blog | Tagged , | Leave a comment

Деконструкция Пути

В комментариях к предыдущему посту про взаимодействие со средой дошли до важной темы, про которую я на самом деле уже некоторое время думаю — про идею Пути, или даже конкретнее, про идею Настоящего Пути. Вы наверняка с этой идеей знакомы — что каждому человеку для счастья нужно найти свой Путь, Призвание, Цель в жизни, Миссию, Дело — а пока человек не нашел, что-то с ним не так, то ли плохо ищет, то ли недостаточно прилагает усилий, нужно продолжать искать, прилагать усилия, а когда найдешь — продолжать по нему идти, развивать его и развиваться. А если свернул или не хочется этим больше заниматься — значит, или был недостаточно упорен, или дело это не твое и надо искать дальше. Я сейчас обобщаю, что на самом деле не очень верно, у разных школ разные формулировки, и дело тут в деталях: что обещается, когда Путь все-таки будет найден, и что происходит с человеком, если он этот Путь не находит или не дай бог не хочет искать — кем он тогда считается, как он сам и окружающие к нему относятся. Но наверное общее, что есть в этих идеях — что путь обычно один и что поиск его — право и обязанность каждого осознанного человека. Большая тема, нет сейчас времени сильно ее разворачивать, так что просто напишу что сформулировалось в разговоре.

В какой-то момент меня как-то отпустило по поводу поиска настоящего пути — наверное, когда я поняла, что необходимость найти Путь, в смысле The Way, в смысле в единственном числе — это просто некая идея, концепция, которую можно деконструировать, не в смысле разрушить, а в смысле разобраться откуда эта идея взялась, кто это впервые придумал, что так надо и хорошо, почему с этим многие согласились, все ли с этим согласились, и как это мне лично — что в этой идее мне помогает, а что мешает и ограничивает. Для себя я поняла, что идея пути как перспективы меня поддерживает, но вот то, что он должен быть один, определенный, и ты его либо нашел либо нет, а однажды найдя, должен следовать и развивать, а иначе это называется «разбрасываться» — вот это все скорее мешает, создает списки того, чему начинаешь «не соответствовать». Как минимум к этой идее мне нужно множественное число — the ways, что жизнь содержит много разных путей-историй-дорог, я могу идти по нескольким одновременно, переходить с одного на другой, уходить и возвращаться, и что пути могут переплетаться и создавать разные сложные узоры.

Коротко говоря, есть идея (и это тоже просто идея!), что каждый человек сам для себя может решить, нужно ли ему искать путь, и если да, то какой именно, какого дизайна, формы, цвета, и какое там будет расписание работы, должно ли это быть 24×7 или будут перерывы на обед и выходные :)

Posted in blog | Tagged , | Leave a comment

Почему мы не злые даже когда «мы злые»

«Будущее уже наступило, просто оно пока еще распределено неравномерно»
— Уильям Гибсон

На фейсбуке было много ссылок на статью Людмилы Петрановской «Почему мы такие злые?» — об источниках и причинах повсеместно распространенной у нас бытовой агрессии, хамства и неуважительного стиля общения между людьми.

Почему мы такие злые?

Почти каждый, кому приходилось возвращаться на родину из других краев, ощущал на себе этот эффект. Едва ступив на родную землю, ты словно входишь в некую особую ауру. Еще никто не оттоптал тебе ног в метро, ничего плохого не сделал, а тело реагирует. Что-то словно сжимается в солнечном сплетении, едва заметно напрягаются плечи, кисти рук и челюсти. Мы чувствуем, что попали в агрессивную среду. Своим мнением о причинах этого делится психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ

Журнал Нескучный сад

Хотела тоже машинально перепостить — а потом поняла, что хотя с описанием проблемной ситуации и анализом ее причин я в целом согласна и не буду на них останавливаться — но это описание как-то неполно передает мой личный переживаемый опыт. А какой-то совсем не передает. И что помимо ситуаций бытовой агрессии, неуважения границ, хамства в маршрутках, ора на детей, встречается и другое, в эту злую картинку не вписывающееся.

Что да, мне знакомо это ощущение «Едва ступив на родную землю, ты словно входишь в некую особую ауру. Еще никто не оттоптал тебе ног в метро, ничего плохого не сделал, а тело реагирует. Что-то словно сжимается в солнечном сплетении, едва заметно напрягаются плечи, кисти рук и челюсти. Мы чувствуем, что попали в агрессивную среду.» — но знакомо больше по рассказам других про трудные возвращения из Шереметьево, бдения на паспортном контроле.

А есть и другие альтернативные истории — вот буквально две недели назад летела из Киева через Домодедово, и никакого шока от Родины не ощутила. Напротив, это было одно из лучших возвращений безотносительно страны размещения аэропорта: двадцать минут от приземления самолета до выхода из зеленого коридора.

Еще один мой эпизод, часто не вписывающихся в опыт других людей — поездки на метро. Года полтора назад я практически перестала ездить в будни на машине в центр. Живу я далеко от работы, так что стояние в 2,5-часовых пробках на машине было слишком изматывающим и депрессивным, и спустившись вновь в метро, я испытала радость настоящего тайм-менеджера: когда время поездки можно рассчитать с точностью до минуты. Ну и наконец-то появилось полтора свободных часа для чтения в день. Езжу я хоть и не к девяти, но все же во вполне активное время. Да, переходы на Тверской бывают многолюдными, но вот в целом не напрягает меня ни метро, ни люди в нем. Бывает, конечно, когда и нет сил стоять в метро, и душно — но мое собственное состояние на это влияет куда сильнее.

Еще я тут иногда стала ездить на самокате — ну, когда катишься-то на нем это вообще сплошной позитив (кому надо как повод для знакомства, рекомендую :)) но и в складном виде спокойно люди реагируют, хоть он и немного громоздкий (был момент, когда одна женщина об него стукнулась, но я извинилась, нормальная была реакция).

И распространенный мем про «Москва — город с ужасной энергетикой» я как-то не могу поддержать — то ли чувствительность у меня очень низкая, то ли способность к адаптации высокая :)

Можно продолжать приводить примеры и исключения — тут и «белый протест», и Парк Горького, и просто ощущения от города летом — но главное, что они есть. И мне кажется, очень важно их замечать и не обобщать, что «мы злые». Мне очень близка последнее время идея из терапии, ориентированной на решение о том, что анализ причин проблемы не связан однозначно с решением проблемы. Что понимание того «что не работает» не объясняет того «что работает». Что решение может найтись совсем в другой плоскости, и поэтому можно сразу сосредоточить силы на поиск того, что уже работает и понимание как именно. Здесь очень помогает идея из нарративной практики о том, что «проблема никогда не захватывает жизнь человека (или: страны!) целиком».

Но мне важно сделать видимыми моменты, не захваченные проблемой.

А для этого их надо вообще суметь разглядеть. Это часто непросто — мы же знаем как должно быть, как хотелось бы. (Европа всего в паре часов лету, и хорошо, что так, как тут точно замечено «Думала, в чем может быть общегражданский смысл нашего путешествия, и поняла, что если давно не выезжаешь из России, то хорошо помнишь, против чего, но абсолютно забываешь, за что именно ты борешься.»).

И на этом фоне какой-то один преображенный парк, какие-то гуляния «креативного класса» или расслабленная поездка на самокатах (пусть даже с ребенком и художниками по бульварам) кажутся незначительными. Так что иногда для того, чтобы увидеть изменения, требуется взять совсем другую шкалу. В каком-то смысле нам надо временно начать мыслить несистемно — потому что систему, описанную как «мы злые» целиком не переломить, это приводит только к ощущению бессилия и беспомощности.

И вместо этого начать разбираться с отдельными не вписывающимися историями: как они вообще стали возможными? Благодаря чему, кому? Что такого делают эти люди или сообщества людей, что у них получается жить в неагрессивной среде или воспринимать ее как неагрессивную там, где другим видится агрессия? С какими их ценностями это связано?

Это то, что в нарративном подходе называется «уплотнение предпочитаемой истории». И когда этих насыщенных жизнью, проявленных уникальных эпизодов становится много, мы неожиданно обнаруживаем, что они создают вместе какой-то накопленный системный эффект. Ведь почему-то очень много людей перепостило статью о причинах того, почему мы такие злые. И значит, они с этим несогласны! И значит, «норма» общения для них уже другая! И у них есть какие-то другие представления о том, как стоит общаться людям между собой, и государству с людьми, и в каком дворе/городе/стране жить.

***

Начала писать пост на той неделе, а сегодня после очередного акта спектакля «государство против народа» он стал еще актуальнее. про важное для меня написал:
«Отсюда – моя личная стратегия отныне – только собирание живых. Людей, понимающих про себя и свои намерения, желающих что-то сделать. Потому что люди – это главное, будущее собирается из людей, а не из технологий или государственных постановлений. Собирание под идеи и цели, которые превосходят по сроку жизни тех, кто графит нам настоящее. Я и раньше делал это, но теперь нет смысла заниматься ничем иным.»

Мне очень нравится (а сейчас еще и поддерживает) идея про то, что «будущее уже наступило, просто оно распределено неравномерно», которую я услышала от Анатолия Левенчука, в оригинале Уильяма Гибсона: «The future is already here, it’s just not very evenly distributed».

Еще один вариант: Мы уже победили (просто это еще не так заметно) (с) БГ

И вот сейчас такой момент, когда надо суметь спокойно отнестись к неравномерности этого распределения.

Одновременно зная, что будущее уже здесь, что оно живет в нас самих.

***

Переходя к практическому «уплотнению предпочитаемого» — а давайте соберем банк идей того, что помогает справляться с этой «злостью» и позволяет себя чувствовать комфортнее в агрессивной (если это для вас так называется) среде или стиле общения?
Можно ответить в комментариях на эти вопросы или задать себе другие, или еще что-то важное написать на тему.

— А какие ваши истории не вписываются в «мы такие злые»?
— Что такого вы знаете/умеете/думаете, что позволяет вам не встречаться с агрессией / не пропускать ее внутрь / справляться с ней, если она встречается на вашем пути?
— Что становится возможным благодаря этим знаниям-умениям?

Комментарии читателей Живого Журнала здесь.


Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment

Большие вопросы

Прочитала небольшую книжку, сборник статей Альфреда Лэнгле.

Как-то они так умеют в экзистенциальном подходе, простыми словами говорить об очень субъективном и одновременно универсальном. Местами это может звучать нормативно, на мой вкус, но если воспринимать это не как стремление улучшить человека в рекомендуемом направлении, а как способ понять какой же именно вопрос сейчас ставит передо мной жизнь, то случаются очень точные попадания. Вот несколько таких больших вопросов — это фундаментальные мотивации, как их понимают в экзистенциальном анализе. Они используются и для диагностики, и как ориентиры для поиска ответов. Ниже мой выборочный конспект.

1. «Могу ли я быть в этом мире?»
«Как я могу быть и это может быть?»

Основная тема — принять и выдержать. Принять — означает дорасти до спокойствия в отношении данностей существования, которые прежде вызывали бессильную ярость или желание бежать. Последствия принятия – чувство доверия к миру, переживаемое в пределе как готовность обнаруживать в мире множество опор, в том числе и духовных, выходящих за пределы одной индивидуальной жизни, за пределы рационального.

2. «Нравится ли мне жить?»
Этот вопрос обычно не стоит на повестке, когда человек выживает, но становится чрезвычайно важным, когда страх побежден и первая мотивация исполнена. Я могу быть в этом мире, но хороша ли моя жизнь? Ведь если в жизни меня ничего не радует, не привлекает, стоит ли жить такую жизнь? Это тема депрессий. В рамках второй фундаментальной мотивации речь идет о способности быть эмоционально открытым, о зарождении чувств, о функции эмоций, об искусстве наслаждаться жизнью и глубоко страдать по поводу потери ценности. Радость и печаль, вся полнота чувственных переживаний открываются человеку, когда он способен не прятаться, а идти навстречу всему, что приносит жизнь.

3. «Имею ли я право быть таким?»
Это про соотнесение Я с реальностью человеческой жизни. Игнорирование Собственного, перешагивание через свое Я вызывает страдание. Для человека важно утверждать и отстаивать Собственное. Но не обижу ли я при этом Другого? Не буду ли сам обижен несправедливым обесценивающим отношением? Это о возможности оценки собственного поведения, желания, намерения в виде суждения, оправдывающего или обвиняющего. Приговор себе является результатом внимательного всматривания в себя. Решив для себя вопрос «имею ли я право?» положительно, человек может быть более защищен перед лицом людей, которые также выносят свои суждения о нем. И следствием высокой самоценности является готовность к Диалогу: только имея в опыте переживание ценности собственного Я, человек способен ценить и уважать Я Другого. [C этой темой напрямую соотносятся вопросы про легитимность, или отказ в праве быть, из восьми способов высокоэффективных проблем С.Мэдигана.]

4. «Что я должен делать?»
Это вопрос, который адресуется будущему. Тема этой завершающей мотивации – внесение себя в жизнь. Без этого деятельного осуществления себя нет шансов пережить чувство экзистенциальной исполненности — глубокого удовлетворения, что задуманное сбывается, что ценности живут благодаря моим стараниям. Решимость воплотить Собственное и есть вершина мотивационной иерархии — «воление» (vollen), воля. В нем в дистиллированном виде присутствуют могу, нравится и имею право. Он противостоит экзистенциальному вакууму – чувству разочарования жизнью, переживанию ее бессмысленности. Решив проблемы с собственным Я, человек может поднять глаза и посмотреть вокруг. В каком контексте нахожусь?Какие жизненные задачи для меня главные? Насколько широк горизонт моего вúдения и понимания жизни? Что я могу расслышать как запрос жизни?

***

А еще Альфред Лэнгле неожиданно поддержал меня в моих размышлениях про эмоции-чувства. Очень много людей (от психологов и психотерапевтов различных направлений до Ксении Собчак с ее «Дайте волю чувствам!» говорят про важность того, чтобы быть в контакте со своими чувствами, не закрываться, не вытеснять, а осознавать, принимать, проживать. Я со всем согласна, и легко представляю множество людей, для которых призыв «Жить сердцем» и «открываться» может стать инсайтом, переворотом, точкой сдвига. Но все равно не для всех, это не должно быть критерием «неправильности» человека, если он обращается с собой не так, как рекомендовано в популярной психологической литературе.

«И особенно внимательными нам следует быть в тех сферах жизни, где присутствует высокая степень нашей эмоциональной включенности и чувствительности, или же там, где они совсем отсутствуют. В первом случае мы должны лучше отграничиваться от наших чувств, во втором – больше открываться.»

Для меня это про баланс, про то, что кому-то надо «расслабиться», а кому-то «напрячься». (А понять кому что — это про ту самую мудрость, и помочь достичь ее — о психотерапии как искусстве и практике 2-в-1.)

При этом Лэнгле совсем не игнорирует чувства, там много о принятии чувств как части принятия себя-мира:

«Давайте же дадим себя затронуть, дадим миру заговорить с собой. Это и есть источник полноты и свежести ощущений, того, что делает нас в любом возрасте живыми, молодыми, в этом источник нашей жизненной силы и становления самими собой. Без него наша жизнь никогда не будет полной и многоцветной. Иного пути быть живым нет, даже если мы целиком отдадим себя какому-то делу и многого достигнем. Мы не сможем по-настоящему глубоко радоваться и наслаждаться, но также не научимся по-настоящему глубоко страдать и печалиться, если не позволим жизни касаться нас и захватывать.

Когда я противостою своим чувствам, я противостою самой жизни. Если я даю чувствам быть, я позволяю жизни наполнить себя вновь. Я знаю, что это рискованно и страшно. Мне этот страх также хорошо знаком. Я знаю, что чувства могут нас заполнять и переполнять, они могут вводить нас в заблуждение, они могут не только вести нас к цели, но и уводить с пути истинного. Все это так. Это правильно. Нельзя жить, руководствуясь одними чувствами. Для того чтобы наша экзистенция стала исполненной, необходимо также и другое. К этому мы еще вернемся.

Здесь же мы говорим только о том, чтобы вообще дать чувствам шанс. Мы говорим о том, чтобы быть внимательным по отношению к собственным чувствам, потому что они являются моими собственными, они рождены мною. Я могу черпать из постоянства чувств, которые являются частью моей идентичности. Я выступаю за такую установку в отношении самого себя: чтобы встретить самого себя, нужно иметь чувствительность к тому, что спонтанно во мне возникает и происходит само собой, нужно также принять это как реальность и посвятить этому себя в той же мере, в какой посвящаю себя внешним задачам. Данная феноменологическая установка открытости по отношению к самому себе имеет еще одну сторону – через нее открывается возможность занятия позиции. […]

«Быть у себя дома» означает следующее: находясь в хорошем соотнесении с самим собой, хорошо соотноситься и с другими. Как же человек попадает к себе домой, как он может найти себя, «хорошо у себя быть» и «закрепиться в себе»? Для этого нужны две предпосылки:
─ чувствовать себя;
─ занять позицию.»

Итак, я лишь тогда становлюсь самим собой, когда я себя отпускаю, даю миру подействовать на меня, привести в движение мои чувства, а потом спрашиваю себя: «Как ты сам к этому относишься – согласен ли ты с этим, есть ли у тебя чувство, что это правильно? Соответствует ли это тебе?»

Если представить эту мысль визуально, то для меня это про то, чтобы оказаться в центре: быть открытым одновременно и миру и себе.

«Раскрытие по отношению к самому себе необходимо, потому что во мне есть что-то, что хочет быть прожитым. Я чувствую, что у меня есть предрасположенности и способности – так что у меня даже возникает чувство, что, возможно, я для чего-то создан. И поэтому мы спрашиваем себя не только о том, чего хочет от нас ситуация, но и о том, что в нас самих стремится быть прожитым: «Чего мне хочется? Каковы мое настроение, моя внутренняя готовность, мой интерес, моя склонность, моя способность? Для чего я создан? Для чего я создан и к чему я расположен сегодня? К чему я расположен сейчас?» Все это в такой же степени следует рассматривать как реальность, на которую должны опираться мои решения, как и реальность внешних обстоятельств и требований, предъявляемых ко мне ситуацией. Чтобы равновесие экзистенциального антагонизма не утрачивалось, следует согласовывать обе эти реальности, а не выносить за скобки одну из них, полностью оказываясь в распоряжении другой.
[…]
Такой ход мыслей приводит нас к парадоксу: чем более персонально мы себя ведем, тем в большей степени участвуем в том, что является общим для всех людей. Чем более мы аутентичны, т.е. чем больше мы идентичны самим себе, – тем в большей степени ведем себя как люди.»

Статьи:
«Жить аутентично: как, несмотря ни на что стать собой?»
«Психотерапия: научный метод или духовная практика?»

Posted in blog | Tagged , | Leave a comment

Заяц и специалист

Невероятно точная для меня метафора воспитательного процесса, школьного обучения и всего того, за что я не люблю слово «воспитание».

Источник: Заяц и специалист

Когда заяц ещё совсем маленький, он любит есть морковку, бегать по лесу и бить в барабан.
Окружение, однако, кормит его диким овсом и заботливо учит зажигать спички — ведь все нормальные звери это уже умеют в его возрасте. Учат зайца известным народным методом. Заяц в результате начинает сильно лягаться и носить каску.

Тут зайца иногда приводят к специалисту и говорят:
— Вы знаете, мы подозреваем, что наш птенчик отстаёт в развитии. До сих пор не умеет зажигать спички. А ведь мы с ним столько занимаемся!

Специалист видит перед собой зайчонка в каске, энергично дрыгающего ногами. Он начинает подозревать, что спички — не главная проблема этого детёныша.

Но чаще всего, конечно, ни к какому специалисту зайчонка не ведут. Тем более что он полезный: уже стал мыть дома полы. А скоро его сдавать в школу.

В школе зайцу первым делом запрещают бегать и начинают учить самому важному навыку во взрослой жизни: петь хором. Ещё заяц обнаруживает, что вокруг — в основном ежата, которые к нему прикалываются, а сами, чуть что, сворачиваются в клубок. Заяц тоже пытается сворачиваться в клубок, но почему-то защищена у него всё равно оказывается только голова. Зато он начинает всё время громко петь.

Тут зайца иногда приводят к специалисту и говорят:
— Вы знаете, он стал совершенно неуправляемый. Почти не шевелится и перестал мыть дома полы!

Специалист видит перед собой зайца в каске, свернувшегося в клубок, иногда рефлекторно дрыгающего задними лапами и поющего про священную державу. Он начинает подозревать, что мытьё полов — не главная проблема этого зайца.

Но чаще всего, конечно, ни к какому специалисту зайца не ведут. Он выходит во взрослую жизнь и честно пытается заработать себе на овёс пением в хоре. Поголодав и помыкавшись, он кое-как осваивает профессию копателя нор. Ею он зарабатывает себе на овёс и домашнее караоке, а также стирает лапы до костей. Больше заяц не голодает, но зато через некоторое время он замечает, что подыхает от каких-то загадочных и непонятных причин.

Иногда он доходит до специалиста. Думаете, он просит помочь ему вылечить лапы, научиться добывать вкусную морковку, бегать по лесу и профессионально играть на ударных?

Как бы не так! Он просит специалиста помочь ему проапгрейдить каску, отрастить колючки и научиться наконец зажигать спички…

Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment

Откликаясь на отклик

Уже второй год мы с Альфией говорим о том, что нужно сделать «нормальное видео» бэбиконтакта, потому что из фотографий, даже самых хороших, не вполне понятно что же именно происходит на занятиях, как именно мы помогаем развиваться тому самому эмоциональному и телесному контакту мамы и малыша, и как это в точности выглядит — танцевать с младенцем на руках (или что еще сложнее — бегающим вокруг ходунком-бегунком).

И вот, не дожидаясь пока мы соберемся найти наконец оператора и не просто снять (до этого мы уже несколько раз доходили), но и смонтировать — одна из наших последователей, Маша присылает видео со своего занятия! Причем это видео сняла даже не она сама, а одна из мам-участниц ее занятия.

Испытываю от этого видео какой-то особый вид гордости-радости, который можно испытывать за своих детей, учеников (для этого в некоторых языках даже есть особое слово, потому что это очень особое чувство) — когда твоя идея не просто понравилась людям, а нашла у них отклик настолько, что они сделали это одним из самых важных дел своей жизни — и то, что они делают, в свою очередь находит отклик дальше, у тех людей, для которых они делают.

Мне очень радостно за Машу, которая еще учась на обучающей программе собрала группу у себя в Раменском и начала вместе с подругами занятия — сначала бесплатные демонстрационные, и вот сейчас уже целый год существует регулярная группа. А еще до Маши нам было очень радостно за Юлю и Аню и многих других далеко не только в Москве — уже целая страница контактов в регионах набирается.

И мне сейчас просто обходиться с этой своей гордостью, и не считать ее самовосхвалением, и этому очень помогает идея, которой в прошлом году поделилась Аманда Редстоун на тренинге по нарративной супервизии. Подробно про это в ее статье «Исследование «клиентского» опыта людей в нарративной терапии». Многим людям сложно принимать ответную благодарность и признательность — от клиентов, учеников, это вызывает какие-то смешанные чувства. И способ обходиться с этой сложностью — посмотреть на тот вклад, который сам человек внес в то, чтобы опыт, который он получил благодаря своему учителю или терапевту, стал возможным. Признать его активный вклад ученика/клиента в процесс обучения/терапии и то, какие его действия или ценности помогли — ведь человек никогда не является просто реципиентом, объектом обучения или терапии, а много со своей стороны делает для того, чтобы эта помощь ему помогла.

На примере нашего обучающего курса можно было бы задать примерно такие вопросы:

— Какие ваши знания или ценности позволили вам заметить среди многообразия информации о детях и родительстве именно этот подход? Почему для вас оказалось важным участвовать, и просто в занятиях со своим ребенком и в обучающем курсе?
— Какие ваши знания/умения помогли вам начать обучение? Что вы делали, чтобы это стало возможным?
— Как вы подготовились к этому? Какие шаги вы предприняли, чтобы подготовиться? Каких умений это потребовало от вас? Возможно, вы опирались на какой-то опыт – на какой?
— Как эти ценности и убеждения появились и развивались в вашей жизни? Если бы я была знакома с вами раньше, какие бы ваши поступки, отражающие эти ценности и убеждения, я могла бы заметить? Вы можете рассказать мне историю об этом?
— Во что вы тогда верили, как понимали мир? Какие у вас есть жизненные принципы, касающиеся взаимодействия с людьми, выражением которых является это участие?
— Кто в вашей жизни, кто разделяет эти принципы, мог бы присоединиться к вам и поддержать вас?
— С какими вашими намерениями и целями в отношении вашей жизни гармонируют эти ценности?
— Какие шаги вы могли бы предпринять для того, чтобы развить и укрепить эти способы жить?

Эти вопросы можно задавать как по поводу обучения, так и по поводу ведения группы (ведь в случае Маши это был большой шаг — cменить профессию и сделать это своей основной работой). И продолжая дальше идею «расходящихся кругов», можно было бы спросить маму, которая сняла и смонтировала видео с занятия, какие ее знания-навыки-ценности помогли ей это сделать, почему для нее это оказалось важным.

По сути это про то, чтобы вернуть часть этой благодарности тому, кто благодарит, но не односложно («да нет, это тебе спасибо»), а через внимательное нахождение в деталях опыта того, кто обращался за помощью, ценности, знания и умения, которые помогли ему откликнуться на это знание и предложение от мира, и которые нашли резонанс с теми ценностями, который предлагал учитель.

Posted in blog | Tagged | Leave a comment