Про Внутреннего Критика и его утешение

В продолжение предыдущего поста про «версии себя» и разные внутренние голоса.

Чтобы не ограничиться теорией, поделюсь одной идеей из терапевтической практики.

Часто, когда мы слышим голос «Внутреннего Критика» (Цензора, Ментора, Гестаповца, Учительницы), того внутреннего персонажа, который Знает Как Правильно, то основное, что мы слышим — это, собственно, критику. Наезд. Обвинение. Что он Учит Жить. И спонтанная реакция на это часто примерно такая же, какая была в школе или в детстве, когда тебя отчитывал строгий учитель или родитель (фигура, наделенная властью поучать и наказывать). Что хочется сделать, спонтанно? У разных людей по-разному (NB!), но очень часто реакция — спрятаться, не реагировать, «залезть под парту», переждать грозу.

И удивительная вещь, которую мы обнаружили с очень разными клиентами — что эта самая строгая, критикующая, обесценивающая часть себя сама очень часто нуждается в поддержке и утешении. Именно эта часть нередко хранит память о реальных событиях прошлого, из-за которых так критично было оказаться «правильным» (в ее понимании — успешным, идеальным, незаметным), и нередко буквально шаг вглубь от Внутреннего Критика — а там нищета 90х или вообще раскулачивание; никакого творчества и самовыражения, только забота о безопасности и выживании. И это правда важно — выжить… и тогда, и теперь…

Возможно только, что у человека в настоящем времени уже есть намного больше ресурсов, навыков и умения справляться, чем представляется из давней версии себя, которая застряла в прошлом и воспринимает мир глазами мамы версии 90х годов. Так нередко бывает, что реальные родители уже давно поменялись — научились ценить достаток, стали более толерантными, потеплели и им нравится играть с внуками, — а у тебя в голове по-прежнему звучит пластинка двадцатилетней давности, теми же самыми словами и интонациями…

И получается, снова требуется контр-интуитивное внутреннее действие:

УСЛЫШАЛ ВНУТРИ ЗЛОБНЫЙ ГОЛОС — УТЕШЬ ЕГО. Поговори с ним. Расскажи какой сейчас год (да-да! иногда некоторые части нас не в курсе, что 90е давно прошли), расскажи как именно ты можешь сейчас справляться с такой ситуацией. То есть сделай то, чего редко делал в школе — спокойно и с достойнством ответь. Не молчи — но и не наезжай в ответ. Просто дружелюбно разговаривай (не просто, но если «взрослые — это, собственно, мы» — то что остается?)

И специальная версия для родителей:

УСЛЫШАЛ СЕБЯ КРИТИКУЮЩЕГО ЗЛОБНЫМ ГОЛОСОМ — УТЕШЬ СЕБЯ.
Думаю, вы понимаете почему. Всем оказавшимся рядом точно будет лучше…

Posted in blog | Tagged , | Leave a comment

Я-позиции: теория

Последнее время в терапевтической практике часто пользуюсь метафорой «версий себя», внутренних голосов, я-позиций.

По ссылке новый перевод статьи Ричарда Шварца, автора системной терапии субличностей:
«Самость» («The Larger Self»)

«Раз за разом я наблюдаю, как происходит один и тот же процесс: я помогаю клиенту начать внутренний диалог с его внутренними частями, испытывающими ужасные, осуждаемые обществом чувства, узнаю, почему эти внутренние части несут в себе столько ярости или разрушительной аутоагрессии, и постепенно эти части успокаиваются, смягчаются, а потом оказывается, что они еще и несут в себе много ценного. Во время этой работы я постоянно обнаруживаю, что ни у одного человека нет однозначно «плохих» частей. Даже самые ужасные импульсы и чувства – тяга к алкоголю, компульсивное нанесение порезов себе самому, параноидальная подозрительность, фантазии о совершении убийства – проистекают из тех частей личности, которые могут рассказать целую историю и обладают способностью стать чем-то позитивным и полезным в жизни клиента. Цель терапии состоит не в том, чтобы от чего-то избавиться, а в том, чтобы трансформировать это.»

читать статью.

Continue reading

Posted in blog | Tagged | Leave a comment

Пол Линден о смысле болезни

Сегодня день рождения у Пола Линдена, одного из самых любимых и важных для меня учителей. Дай бог ему здоровья. (Тьфу-тьфу-тьфу!) Пол — живое свидетельство, что время можно повернуть назад. Вот уже десять лет он живет с болезнью Паркинсона. Обычно эта болезнь очень быстро прогрессирует и доводит до инвалидного кресла. Но не в случае Пола. Он ее удерживает в ремисии, и более того — в этом году он в лучшей физической форме, чем был в предыдущем! На семинаре в августе были сплошные кидания и перевороты из айкидо :) А в прошлом году я видела как он полностью останавливает тремор, когда практикует айкидо. И как пользуется ноутбуком, несмотря на тремор. А также с какой самоиронией и принятием он к этому относится. Во время упражнения с участником, прикасаясь дрожащей рукой к грудной клетке: «это моя машинка для массажа, не обращай внимания».

Как? Практика-практика-практика.

«Практика внутреннего спокойствия и сострадания к нападающему применима в ситуациях, когда непосредственное нападение отсутствует. К примеру, при болезни Паркинсона. Когда мне поставили этот диагноз, я испытал шок! В течение последующих шести месяцев моей практикой было то, что много раз в день я говорил себе: «болезнь Паркинсона» и учил свое тело испытывать спокойствие вместо страха. Постепенно спокойствие и сострадание сняли беспокойство из-за заболевания.

Истинным предназначением боевых искусств, по моему мнению, является принятие нашей фундаментальной слабости. Я могу блокировать удар рукой, я могу парировать удар ногой, и я могу освободиться от болевого захвата. Но я не могу управлять погодой, процессом президентских выборов, или выздороветь от болезни Паркинсона.

Обретая достаточную личную силу, мы можем относительно спокойно принять то, что принять практически невозможно. Болезнь Паркинсона причиняет неудобства, но, если я расстраиваюсь или злюсь из-за этого, тремор усиливается, и я чувствую себя гораздо хуже. Если я отношусь к своей болезни с позиции сострадательного соучастия и расслабленной силы, то мое тело лучше функционирует. Это не пустое философствование, это физиология. Я спрашиваю себя: каким я хочу быть, тогда как болезнь Паркинсона разрушает мой мозг? Культивирую ли я привычку чувствовать страх или злость из-за своего заболевания, или же привычку быть сильным и сострадать? В конечном итоге жизнь с болезнью Паркинсона очень похожа на практику айкидо.»

Больше об этом:

Книга Пола Линдена «Воплощенное миротворчество и излечение от травм. Пять простых уроков», перевод А. Дружинина (скачать)

Можно купить видео семинара Пола Линдена в Москве (была переводчиком этого семинара).

***

А еще цитаты из Пола помогают мне и некоторым людям, с которыми я работаю, справляться с перфекционизмом:

«I am not perfect. Next week I will be better» // «Я не совершенен. На следующей неделе буду лучше».

Не помогло? Ничего: «Я не совершенен. На следующей неделе буду лучше».

Только надо в перерыве, уже на этой неделе практиковать.

Posted in blog | Tagged , | Leave a comment

У МЕНЯ ЕСТЬ Я

В продолжение темы силы и cамо-защиты, развернувшейся после семинара Пола Линдена.

Тема защиты себя по большому счету упирается в вопрос:
ГДЕ БУДЕШЬ ТЫ САМ, КОГДА ТЕБЯ БУДУТ БИТЬ?

Где будешь ты сам, когда воображаемые «они» сгонят тебя со сцены, за то, что «жалкий ты» говоришь срывающимся дрожащим голосом?

Согласишься ли ты с этими «ними» и сольешь себя, сольешься, захочешь провалиться от стыда, исчезнуть — или останешься стоять, отстоишь себя, от-стоишь?

Что будет тебе самому знаком, что ты стоишь за себя — даже когда уходишь, проиграв?

И как это вообще — продолжать стоять, уходя?
Продолжать иметь право говорить, даже когда не можешь говорить, когда не находятся слова?

Подумала, что «достоинство» — это про то, чтобы до-стоять.

Когда знаешь, что кто-то — ты сам — останется с тобой, когда никого другого не будет, чтобы тебя защитить, все меняется — незаметно, но драматически.

 

Posted in blog | Tagged , , , | Leave a comment

Про «правильный» выбор

Обсуждали как-то с клиентом тему «правильного выбора». Парадокс в том, что правильного выбора нет. Лететь в Амстердам или Париж, Петя или Вася, синий или зеленый, — по большому счету, все это не так важно. От себя все равно не улетишь.

А вот ощущение правильности выбора — может быть. А может не быть.

И его тем скорее не будет, чем больше будешь ставить под сомнение правильность своего выбора.

При этом можно очень тонко прислушиваться к оттенкам ощущений в процессе выбора, быть с собой внимательным и слушающим и принимающим, выбирая.

А потом, приехав в выбранную точку, начать себя мочить про то, что оказался не там, где хотел, и «надо было сделать по-другому».

Это все опирается на иллюзию всемогущества. Как будто сейчас я могу слетать на три недели в прошлое, когда я принимала решение о покупке билетов, и все там переиграть. Как будто тогда я могла знать как окажется правильно. Не могла и не знала.

И все, что остается — это остаться с собой в этот момент, переживать вместе с собой последствия выбора.

Какое-то нужно специальное слово для этого, вроде Response-ability, ответственность как способности держать ответ — может, ответ-ность?

Если знаешь, что останешься с собой даже если выбор окажется неправильным, то и решаться легче. Потому что нерешение это тоже выбор остаться в каком-то месте. И у него тоже есть последствия.

Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment

Про память тела и биографический нарратив

Лекция Светланы Адоньевой «Память тела и биографический нарратив: опыт российской деревни».

Видео.

Эта лекция — лучшее, что я читала про российскую историю за последние несколько лет. Наверное, потому, что в ней сходится сразу несколько линий: мое первое образование (социологическое — и это тот самый пример исследования, в котором я вижу много смысла), интерес к телесности, телесным нарративам (то есть тому, какие истории мы храним в своих телах) — и много личного семейного опыта.
Про бабушку по папиной линии, вышедшую из крестьян и все то лучшее, что есть личностно, ощущаемое как напрямую от нее унаследованное (доброта, щедрость, какое-то довольство собой и самоуважение очень базовое). Про то, как она только в самые последние свои годы стала рассказывать про то какое у них было прекрасное хозяйство и как их раскулачили (ей было девять). Про все то, что телом помнится как само собой разумеющееся.

Еще вспоминается нарративная идея «отсутствующего, но подразумеваемого» и то,  что в жизни всегда со-существует много историй. Наши тела могут хранить истории не только о травме, раскулачивании, репрессиях — но и истории про силу, выживание, жизнестойкость.

Так что сохраню длинные выдержки.

***

«Вопрос из зала: Добрый вечер. Знаете, очень интересное это понятие — память тела. Скажите, существует ли беспамятство тела. И в самом этом явлении памяти тела как связано генетическое и социальное, насколько оно продолжительное?

Светлана Адоньева: В 30-е годы французский антрополог Марсель Мосс написал работу, которая называлась «Техники тела». Не очень известная. Он рефлексировал в том числе по поводу того, как он оказался в госпитале во время или после Первой мировой войны. Он обратил внимание на то, что медсестры ходяткак-то иначе. Он понял, что французские медсестры ходят не так, как американские медсестры. С этого момента он начал этим вопросом заниматься, отслеживая техники тела. Его вывод состоял в том, что очень многие вещи, которые мы мыслим как физиологические, на самом деле, являются культуральными: техники плача, техники бега. То, что мы внутри культуры воспринимаем как физиологическое — техники секса, техники родов, то, что мы воспринимаем как естественное, не является таковым. Это становится понятно, как только мы видим другое сообщество, где техники тела другие.» Continue reading

Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment

Любовь как бизнес-модель

Это про организации: «ничего не меняется, пока кто-то что-то не почувствует».
love-feel

Про людей то же самое. И есть ли в организациях что-то кроме людей, по большому счету?

И еще больше это относится к организациям, которые состоят из одного человека. Когда сам себе главный босс, стратег, дизайнер, project manager, финансист и директор по персоналу. Ничего не происходит, пока не _захочется_ делать. Просто примите это и выстраивайте свою внутреннюю бизнес-модель вокруг любви.

Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment

Про само-организацию: прочерчивать свой путь

Толковая статья про само-организацию и тайм-менеджмент на основе интервью с Дэном Ариели:

«Как быть эффективным: шесть новых секретов от Дэна Ариэли по управлению временем»

Интересно, что многое из этого перекликается с непосредственной практикой. У меня есть клиент-подросток, с которым мы работаем с темой личной эффективности — начали с коучинговой поддержки в сложный жизненный период (ЕГЭ, экзамены — огромная загрузка разными задачами, многие из которых далеко не всегда приятны и самостоятельно выбраны) — и пришли к разработке собственной системы само-организации. Прямо брали разные идеи (готовые и новые) и тестировали неделю за неделей — что работает, что нет.

Вот это у многих людей похоже:
«Дэн: «Как оказалось, большинство людей наиболее продуктивны в течение двух часов после пробуждения. Не немедленно после пробуждения, но, например, если вы просыпаетесь в 7 часов утра, пик вашей продуктивности приходится на 8 — 10:30 часов». Это те часы, которые лучше всего посвятить работе над проектами, требующими наибольшего внимания. Большими проектами. Вещами, которые действительно имеют значение.

Позвольте, а чем в действительности чаще всего занимаются люди в этот отрезок времени? Правильно, проверяют электронную почту и читают Facebook.»

И вот это стоит учитывать:
«Мир не действует на благо нашей долгосрочной выгоде. Представьте, что вы идёте по улице, и каждый магазин пытается заполучить ваши деньги прямо сейчас. В кармане у вас телефон, и каждое приложение хочет завладеть вашим вниманием. Большинство сообществ/организаций, встречающихся в нашей жизни, действительно ждет, что мы совершим ошибку в их пользу. Таким образом, мир значительно усложняет ситуацию».

«Отсутствие плана, цели или режима опасно, потому что наше окружение далеко не безразлично на ваш счёт.»

часы

Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment

Пол Линден: визит в Москву и перевод книги «Воплощенное миротворчество»

В августе 2016 года в Москву приезжал Пол Линден (Paul Linden) — embodiment-практик, соматический инструктор, мастер боевых искусств, автор книг. Пол Линден хорошо известен как специалистам, работающих с темой травмы и преодоления насилия, так и мастерам айкидо. Пол — ученик и ассистент Моше Фельденкрайза, автор метода Being In Movement® для развития телесной осознанности. Более 40 лет он посвятил исследованиям телесности и поиску простого и понятного способа соединить опыт боевых искусств, соматики и терапии. Его метод работы Being In Movement® важен как для работы в терапии (прежде всего, работы с травмой), так и для разрешения конфликтов, развития стрессоустойчивости и миротворческой деятельности.

Пол провел вечерний мастер-класс «Жизнь в полную силу и мирное разрешение конфликтов», а также интенсивный обучающий семинар «Метод Being In Movement®» (подробности здесь).

Я уже писала про приезд Пола в Москву в 2015м году (здесь и здесь), это было большое событие для меня лично, и сильно повлияло на практику и понимание embodiment-работы.

Мой коллега Антон Дружинин перевел его книгу «Воплощенное миротворчество и излечение от травмы. Пять коротких и простых упражнений».
Вот несколько цитат (выделение мое):

Continue reading

Posted in blog | Tagged , | Leave a comment

Карл Роджерс, «Свобода учиться»

RogersВсе-таки Карл Роджерс — наше все во многих отношениях. В психотерапии и коучинге совершенно точно, но не только — еще в педагогике и обучении. Недирективном обучении — но возможно ли какое-то другое? Да, можно научить «зайца играть на барабане». Но тогда заяц мало отличается от барабана.

«Невозможно научить. Можно только научиться» — это не просто максима, это факт жизни. Если мы хотим, чтобы «заяц» был человеком.

Ниже длинный отрывок из книги Карла Роджерса «Свобода учиться» («Freedom to Learn: A View of What Education Might Become»).

Обратите внимание на год публикации — 1969.

«Мой опыт показал, что я не могу научить другого человека, как обучать. Все мои попытки сделать это в конце концов оказываются тщетными. Мне кажется, что все, чему можно научить другого, относительно неважно и мало или совсем не влияет на поведение. (Это звучит до такой степени нелепо, что, утверждая это, я не могу не подвергнуть это сомнению в тот же самый момент.) Я все больше понимаю, что мне интересны только такие знания, которые существенно влияют на поведение. Возможно, это просто личная черта характера.»

«Я почувствовал, что значительно влияет на поведение только то знание, которое присвоено учащимся и связано с неким открытием, которое сделал он сам. Знание, которое добыто лично тобой, истина, которая добывается и усваивается тобой опыте, не может быть прямо передана другому. Как только кто-то пытается передать такой опыт непосредственно, часто с естественным энтузиазмом, он начинает учить, и результаты этого – малозначимы. К моему облегчению, я недавно обнаружил, что датский философ Сёрен Кьеркегор открыл и очень ясно описал это еще век назад. Поэтому мое утверждение уже не кажется мне таким абсурдным.

Вследствие того, о чем было сказано выше, я понял, что у меня пропал интерес быть учителем. Когда я пытаюсь учить, как я иногда это делаю, я ужасаюсь тем, настолько незначительны достигнутые результаты, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно. Когда это случается, обнаруживается, что в результате приносится вред. По-видимому, обучение вселяет в человека недоверие к своему собственному опыту и разрушает значимое для него знание. Поэтому я почувствовал, что результаты обучения либо не важны, либо вообще вредны.

Когда я, оглядываясь назад, вспоминаю мое обучение в прошлом, кажется, что его истинные результаты аналогичны – мне либо был нанесен вред, либо ничего существенного не произошло. Откровенно говоря, это меня беспокоит. Вследствие этого я понимаю, что мне интересно обучаться только самому, предпочитая изучать то, что для меня имеет смысл, что оказывает значимое влияние на мое собственное поведение.

Я нахожу, что очень полезно обучаться – в составе группы, в отношениях с одним человеком, как в психотерапии, или самостоятельно, самому. Я нахожу, что один из лучших, но наиболее трудный для меня путь обучения – это отбросить свое собственное защитное поведение (хотя бы временно) и попытаться понять, как другой человек переживает свой опыт и какое он имеет для него значение.

Я нахожу, что другой способ обучаться состоит в том, чтобы обозначить свои сомнения, попытаться прояснить неясные вопросы и таким образом приблизиться к смыслу нового опыта, который, вероятно, он на самом деле имеет для меня.

Весь этот поток опыта и открытые мной в нем смыслы, кажется, привели меня к процессу, который одновременно и очаровывает и пугает. Мне кажется, это значит позволять моему опыту нести меня дальше – вроде бы вперед, к целям, которые я могу лишь смутно различить, в то время как я пытаюсь понять по крайней мере текущий смысл этого опыта. Возникает такое чувство, будто плывешь по волнам сложного потока опыта, имея изумительную возможность понять его все время меняющуюся сложность.

Боюсь, что я далеко ушел от разговора как о научении, так и об обучении. Позвольте мне снова внести практическую ноту. Я думаю, что из моего описания психотерапии вполне ясно, что главный вывод для образования состоит в том, что задача учителя – создать атмосферу в классе, помогающую возникновению научения, значимого для учащегося.»

Posted in blog | Tagged | Leave a comment