Структура/импровизация — бесконечность вариаций

В дихотомии структура-импровизация — бесконечность вариаций и тем, и только акценты и точка взгляда меняются со временем. Сейчас: как создать структуру, чтобы в ней был воздух, возможность импровизации. Обратное тоже верно.

Posted in blog | Tagged | Leave a comment

Про неделание: размышления на (о) диване

Анаами Бабу спросили:
— Что нужно делать, чтобы достичь просветления?
— Ничего.
— Ничего не нужно делать??
— Нужно ничего не делать.

К вопросу о не-предпринимательстве. Возвращаясь к дивану: «Человек, просто лежащий на диване на самом деле продолжает создавать мир. Он по-прежнему делает огромную работу, думая, сожалея, скучая, обижаясь на мир. Такое лежание — тяжкий труд. Чиксентмихайи пишет, что на отдыхе люди нервничают сильнее, чем на работе. Это правда — потому что они на самом деле больше работают! Именно поэтому лежащий на диване человек и не видит новых возможностей, которые притягивают его к себе. Он слишком много делает.»

Узнаваемо? О да. О такого «диванного не-делания» становится только хуже, мысли идут про траектории от плохого к ужасному. И здесь часто возникает встречный вопрос: «для меня совет ничего не делать не работает — я и так ничего не делаю, ни нужного, ни ненужного».

Так как отделить не-делание настоящее — «делаю только то, что не могу не делать» от не-делания диванного = «не делаю ничего нужного»?

Да, не нужно ничего делать. Только ничего не делать и продолжать лежать часто еще хуже. Возвращаясь к совету Анаами Бабы, уточняющий вопрос мастеру можно было бы задать так: КАК ИМЕННО нужно «ничего не делать»?

Тонкость скрыта в том, что лежащий на диване человек не замечает как много он делает — только не в реальной жизни, а у себя в уме. Париться (не в бане) — труд тяжкий, неблагодарный и часто незаметный для того, кто его совершает.

«Перестать париться» — совет хороший, но в диванном состоянии ума сложно выполнимый.

Смысл не в том, чтобы заменить «диванное не-делание» на какое-то другое. Мне кажется, в такой ситуации единственное, что все-таки стоит делать — это структурировать «диванное не-делание» — то есть структурировать сознание.

По Чиксентмихаю главное свойство потока и заключается в том, что он уменьшает энтропию, хаос в нашем сознании. Именно на это и нацелено большинство техник для работы с сознанием и просто занятий, вызывающих состояние потока — от медитации и молитвы до чтения, нового кода, игры на гитаре, вышивания и компьютерных игр.

Вот такой странный парадокс — чтобы действительно ничего не делать, возможно, стоит встать с дивана и что-то сделать. Встать, встряхнуть плечи, отжаться, поставить любимую музыку, позвонить подруге, приготовить яичницу, погладить кота. К нашему разобранному сознанию вполне применим неприличный родительский совет «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не руками». Да хоть бы и руками (не поймите неправильно :)), только выбрав это сознательно, не на автомате. Делать не-делая — не ради внешних действий, но ради действий внутренних — чтобы структурировать хаос в голове. Пока из внутренней ясности не родится ясность внешняя — ясность делания. Того немногого, что вы не можете не делать.

Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment

Messenger is the message

Одно время казалось, что импровизация — это вещь в себе. Да, с одной стороны — это про то, чтобы попасть в состояние, в котором тебя несет (поток, творчество, как хотите), но с другой — и в довольно большой степени — это технология, навык. Такой же узко-специализированный как махание мечом или вышивание крестиком. И поэтому не вполне применимый к другим областям жизни, а когда долго чем-то занимаешься хочется понимать зачем тебе это в целом. И если честно, я не очень понимаю зачем три года (или больше?) занималась танцевальной импровизацией. Нравилось, интересно, люди хорошие, ну и в общем-то все.

А недавно по совсем другому поводу выступая перед большой аудиторией (и по-прежнему несмотря на многочисленные тренировки волнуясь до дрожащего голоса и рук), вдруг вспомнила про один перфоманс, который мы делали на тему «messenger is the message». Перфоманс потом превратился во что-то другое, а идея осталась — «посланник и есть послание».

И это мне кажется таким важным ключом к тому как нужно выступать, что про все остальные в эпицентре зашкаливающего волнения вполне можно забыть. Забыть кто ты. Забыть про этот срывающийся голос, неумение держать микрофон, и недоделанную на слайдах анимацию. Тебя нет. Есть только то, что ты хочешь сказать, донести, выразить; ты и есть послание.

***

А еще недавно стало довольно ясно зачем этим заниматься и стоит ли.
Да, если есть что сказать. Да, если хочется что-то попробовать. Потому что импровизация — это по сути, эксперимент. Как, впрочем, и все что с нами происходит — эксперимент длиною в жизнь. Местами удачный, местами как пойдет, местами 20-летняя рутина, местами фильм ужасов. Если не устраивает, то может стоит попробовать сменить лабораторию, лаборанта и особенно теоретическую часть, все эти базовые аксиомы и рабочие гипотезы :)

Posted in blog | Tagged , | Leave a comment

Коротко

Пара очень простых идей про управление временемcобой во времени-пространстве:

1. TO-HAVE-DONE list вместо To-Do list.
Не список «что делать» (согласитесь, философский вопрос, сразу тянет на «кто виноват»), а список того, что должно быть сделано — и никак иначе. Только важное — а на все остальное забить с легким сердцем.

И прямое продолжение (или обратная сторона этого) —

2. Singletasking вместо multitasking.

О тех бесценных моментах, когда мы можем просто сидеть, смотреть в пустоту окна и думать. Такие моменты — роскошь, не всем доступная в мире multitasking.

«We have built organizations which require activity well beyond the scope of a single individual to fix. Solutions aren’t going to emerge quickly or easily. They certainly won’t emerge in the white heat of multitasking. What, as individuals, we need to do is carve out our own thinking time and learn to protect it. We need to do so on the understanding that this is not not-working – it is the foundation of work itself. When I see spreadsheets and PowerPoint presentations flickering on planes, I feel a twinge of regret. I want to say: Stop it! Your boss isn’t watching. No one will walk in. The phone won’t ring. You have the luxury of uninterrupted time. Seize it. Cherish it. Catch up on the one task that never figures on your Action List. Sit back. Shut your eyes. And think. You won’t regret it.»

Posted in blog | Tagged | Leave a comment

Shift_Life

SHIFT_expectations — был, кажется, когда-то такой слоган у Nissan.

SHIFT_Life — сдвигать картину целиком, пришло мне как-то в голову.
Мысль эта появилась еще в Хорватии — но было непонятно как ее схватить и изложить, чтобы было понятно кому-то еще. Но она зудела и пыталась вырваться наружу, пусть даже в таком, неоформленно-мятом виде.

Я как-то спрашивала как отбросить костыли, то есть как самому попадать в хорошее (гармоничное, высокоэффективное — подставить по вкусу) состояние и оставаться в нем. Советы были на удивление дельными, но они были сами по себе, а жизнь, в которой по-прежнему то up, то down — cама по себе.

Хотя если пользоваться автомобильными терминами, с управляемостью на дороге за последний год стало лучше. НЛП в последнее время принято ругать, а я ничуть не жалею о потраченном на него времени — если раньше во время сложных ситуаций казалось, что меня несет на огромной скорости неизвестно куда, а я не могу даже повернуть руль, потому что руля в этой машине просто нет!, то сейчас появилась возможность переключать передачи согласно ситуации, и мягко проходить даже сложные виражи. Видимо, следующим этапом будет переход на автоматическую коробку передач — так, чтобы прохождение поворотов не требовало энергии, и ее можно было применить на что-то еще.

Если и есть для меня в НЛП что-то самостоятельно сильное как непосредственный опыт, то это идея о том, что «весь наш опыт закодирован в нашей нервной системе» — в виде комплекса воспринятых глазом-ухом-телом-носом-головой ощущений и построенных на этой основе образов, которым мы дальше приписываем значение и определяем в соответствующий ящик памяти. И переписав эти значения, мы можем сдвинуть картину восприятия целиком. Когда больше года назад Юля Лисицына продемонстрировала на мне технику визуально-кинестетической диссоциации (одна из самых простых в нлп), был легкий шок.

Это похоже на то, как переклеивают в городе рекламные баннеры 3х6. Замечали когда-нибудь? На старый плакат с грязно-серыми потертыми цветами наклеивают сверху новый, яркий и радостный, с запоминающимся слоганом. Наклеивают прямо поверх, не трудясь отдирать старый. Даже если и знаешь, что снизу что-то было, уже не представить, не вспомнить по-настоящему. Амнезия.

И потом много раз я испытывала это ощущение «переклеенных обоев», это «как я могла париться по такому поводу?», это «так вот оно как!» — играя сама с собой в новокодовые игры — пока в какой-то момент не заметила, что даже и играть в них необязательно. Что достаточно просто заметить, признаться себе, признать — вот это меня не устраивает. Я так не хочу. Как говорил Карлсон — я так не играю. И — забить. Поднять руку, совершить магический жест, произнести мантру. Свалиться в жизнь, уехать в N., не останавливаться, гнать; или забить и на делание тоже, усесться на балконе с книжкой и миской черешни, или поставить по 10-му разу любимый фильм.

Так чтобы забыть по какому поводу был совершен магический жест.

Так чтобы случайно вспомнив о нем какое-то время спустя, обнаружить, что все уже изменилось. Что картина передвинулась целиком. Как будто ты подставил себя под жизнь, как подставляют с утра сонное непроснувшееся тело под струи прохладного душа — и он смывает все лишнее, грязное, наносное, остаются только мелкие капли воды на теле снаружи, а внутри — бодрость, легкость и готовность идти в новый день.

А играть с собой в разные игры можно и дальше — на интерес, для профилактики. Чтобы это было вроде чистки зубовшариков-роликов в голове.

***

Был, кстати, в Хорватии такой момент. Дай, думаю, сделаю «алфавит» (это такая практика для управления состоянием). Сама же говорила, что важна регулярность, а уже давно не могла собраться — не было, видимо, достаточно неприятногосильного повода. Пробегаю мысленно по разным жизненным контекстам, и понимаю, что повода нет совсем(!) То есть не то, что нет ничего, что было бы плохо и хотелось исправить — нет ничего, что хотелось бы улучшить! Вот это было вау. Постаралась запомнить как это — когда просто знаешь, что все улучшиться само, что все улучшишь сама, просто следуя этой дорогой, полагаясь на все, что встречается на пути как на самый лучший путеводитель, руководство для путешествующих автостопом по галактике.

Через какое-то время, конечно, повод снова нашелся :) Очевидно, что это еще не конец истории :)

Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment

В помощь ищущим миссию

Многие ли проживают жизнь,
не пытаясь узнать,
что они знают и что любят?

Многие.

Твое дело –
ни в коем случае
не попасть в их число.

Делай вид, что ты честно,
воистину всей душей хочешь знать,
кто ты,
откуда пришел
и зачем.
Притворяйся, что ты готов
не знать покоя, пока не выяснишь это.
А теперь:
Можешь ли ты представить себе,
что не ищешь ответа?

Ричард Бах

***

И в то же самое время, при всех поисках и всех стремлениях — помнить, что «все уже есть», всегда-уже, в неразделенности субъекта-объекта:

Если вы расслабитесь и мысленно погрузитесь в ваш действительный опыт, то ощущение отдельности от мира постепенно уйдет, вы не будете больше проходить мимо жизни; вы не будете иметь опыт, вы внезапно станете самим опытом.
— Кен Уилбер

If you relax into present experience in that fashion, the separate-self sense will uncoil; you will stop standing back from life, you will not have experience, you will suddenly become all experience.
Ken Wilber

Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment

Cторителлинг и нарративный подход

Несмотря на то, что в связи с каникулами лаборатории исследования в области сторителлинга временно приостановлены, окружающее пространство продолжает снабжать информацией по теме.

Например, в последнем номере журнала «Psychologies» — cтатья про нарративный подход в психотерапии. «Нарративный подход» — это сторителлинг и есть: в одном из определений его описывают как «понимание и проживание наших жизней через истории, через беседы, которые «пере-создают» или «пере-рассказывают» предыдущий опыт».

Этот подход появился в начале 80-х годов в Австралии, в России нарративные консультанты начали работать около пяти лет назад. Narrative в переводе с английского означает «рассказ», «повествование».

Люди – существа склонные к интерпретации. Любому опыту, происходящему с нами, мы приписываем какое-то значение, и это значение формирует сюжет истории. Наш собственный повторяющийся опыт и принятые в обществе нормы формируют так называемые «доминирующие истории» — ключевые истории, через призму которых мы смотрим на все остальное. Это могут быть такие программы как «я неудачник», «хорошие девочки так не поступают» или «мачо не плачут». Пересказывая истории заново, у нас появляется возможность увидеть их по-новому, и если нужно — переписать заново. При этом нарративные консультанты не считают себя экспертами в историях жизни других людей. Сам человек становится автором своей истории и экспертом в своей жизни; только он может решить, что для него предпочтительно. Человеку помогают самостоятельно выбрать истории и события своей жизни, придать им смысл, чтобы «сконструировать» себя таким, каким хочется быть.

Не могу пока ответить себе на вопрос в чем отличие нарративного подхода и сторителлинга, на первый взгляд — ни в чем, и там и там фокус на трансформацию. И то, и другое можно вписать в более широкий контекст интегральных практик. Опыт лаборатории показал, что необязательно обращаться к профессиональному консультанту, чтобы этот подход сработал — при должном внимании переписать собственную историю можно выступая перед аудиторией, делая презентацию или пересказывая подруге о последних событиях. А с точки зрения работы с состояниями было бы интересно исследовать как НК может помочь сторителлингу, как попасть в состояние, в котором твоя история переписалась бы безо всяких усилий, или просто стала восприниматься по-другому, так что уже даже и не вспомнить, что «я был когда-то странной игрушкой безымянной».

Ccылки по теме:
http://www.narrative.ru/
Элис Морган «Что такое нарративная терапия?»
The one-minute question: What is narrative therapy?
Библиотека ссылок

 

Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment

О стоимости и приобретении шишек

Задним числом — мысли о лаборатории в прошлую среду. Мне как-то раньше не было понятно — как это можно писать отчет неделю спустя, ведь все забудется. Но сразу после писать было бесполезно — просто слов не находилось обозначить то, что нашлось.

Правда, лаборатория — не совсем верное слово, потому что мы просто гуляли по лесу — с расфокусированным взглядом, под присмотром партнера, предварительно сформулировав вопрос, на который хотелось бы получить ответ.

Серебряный Бор летом в восемь вечера, казалось бы, совсем не медитативное место — толпы людей «без понтов» и с Клинским, велосипедисты, коренные алкаши с поджаренными на солнце плечами, полуобнаженные девушки, да просто очень много народу, которые все время перемещаются, движутся тебе навстречу в броуновском движении уже отдыхающих, но еще не расслабленных городских людей.

Но когда мы дошли до нашей поляны и начали ходить, все эти толпы как-то дематерилизовались. Взгляд расфокусировался, и стало казаться, что ты идешь сквозь — лес, кусты, ветки, прохожих — и в то же время ты ближе им всем, ты часть их.

Перестаешь видеть тропинки, дорожки и кусты, и начинаешь видеть смыслы. Образы, которые можно схватить либо сразу, мгновенным инсайтом, либо многослойной интерпретацией немного спустя. В этом лесу можно попасть на дорогу, у которой инсайт на каждом изгибе, всех не опишешь. Скажем, было одно такое место… Была не моя очередь, я была проводником. Но когда мы вышли с поляны на эту дорогу, что-то щелкнуло: «вот по этой дороге я могла бы идти всю жизнь». Дорога была достаточно просторной и при этом извилистой, и конец ее терялся где-то за горизонтом. Потом наступила моя очередь, еще полчаса мы бродили по этой местности, было интересно, и при этом никак. Еще оставалось время до обсуждения, и я решила вернуться на ту самую дорогу, проверить.
Она нашлась быстро. И сразу стало понятно, что это — оно. И было до смешного показательно, что все это время я ходила рядом, мимо, в каких-то десятках метров.

И еще на этой самой дороге нашелся зеленый ящик. Можно сказать, что это был обычный мусорный бак, а можно сказать, что это был такой специальный [волшебный] ящик для метания в него шишек-желаний, шишек-целей, шишек-усилий. Я хочу сказать, что шишек было вокруг ящика — завались. То есть они валялись ровным слоем, только бери и метай. Так что даже если у вас в школе по метанию была как у меня лучшая оценка — тройка и рекорд — 15 метров, было совершенно не страшно не попасть. Более того, когда шишки не долетают до ящика, они оказываются прямо около него, так что очень удобно их подобрать и кидать дальше.

Так что стало очевидно, что вселенная дружественна и полна шишек. Рано или поздно — попадешь, только кидай. И мне кажется, если у меня будет какой-нибудь очень важный и неясный момент, я пойду в Серебряный Бор к этому ящику и буду кидать и кидать в него шишки, пока не научусь попадать, пока не надоест, пока не скажу себе — «да ладно, и шишки ваши — тоже фигня».

Так что если понадобится — обращайтесь. Отведу вас к зеленому ящику. Только дорогу придется искать заново, наощупь.

 

Posted in blog | Tagged , | Leave a comment

Про поток и горные лыжи

Кажется, я все для себя поняла про поток. Может временно, но ясно. Как? Да как обычно, случайно: вовремя произнесенное слово «challenge» вместо «цель», случайно возникшая картинка во время перфоманса Школы импровизации.

Если вы когда-нибудь катались на горных лыжах или на роликах, это будет очень легко понять. Объясню с помощью лыж, на роликах я еще не совсем освоилась (никак тормозить не научусь).

Поток можно поймать с самого начала, уровень катания не важен. Вначале даже легче — не приходится себя развлекать и лезть в самую …целину, чтобы было интересно.

Когда учат кататься на лыжах, обычно для начала выбирают горку с очень небольшим уклоном. Неуверенные лыжи медленно едут почти по прямой, замедляются — и останавливаются. Через какое-то время понимаешь, что научиться тормозить — недостаточно! Нужно еще не бояться отпускать лыжи вниз по склону. Не бояться отпустить себя.

И что нужно найти баланс: между своим умением, жесткостью лыж и ботинок, крутизной склона, состоянием снега; между отпусканием лыж (=потоком) и направлением их в необходимую сторону (=целеполаганием).

Так много слов, и такое простое движение коленями: надавить на нижнюю лыжу — дуга — переложить в другую сторону — дуга — снова надавить. Карвинг.

Итак,

ОТПУСТИТЬ — КАТИТЬСЯ — НАПРАВИТЬ — ОТПУСТИТЬ — КАТИТЬСЯ — НАПРАВИТЬ — …

Еще неплохо убедиться, что ты действительно едешь вниз. На лыжах это более-менее очевидно (даже в тумане, наощупь), а вот по жизни неплохо представлять себе общее направление. И общего — как и в лыжах — достаточно: необязательно ставить целью доехать именно до ближайшего указателя трассы. Такая цель только сузит выбор маршрута. Важно, чтобы катиться было интересно, чтобы дорога вдохновляла сама по себе. Чтобы это была дорога из желтого кирпича…

В продолжение: Леонид Кроль про психотерапию и горные лыжи.

Posted in blog | Tagged | Leave a comment

Хочешь, я расскажу тебе сказку?..

Второй час я выжимала педаль сцепления. Начинало сводить уставшие ступни, затекала спина, рука уже не тянулась поменять диск, потому что и музыка, и радио утомили. «Все, так нельзя, надо использовать время с толком», — решительно сказала я себе и выключила магнитолу, — «расскажу-ка я себе какую-нибудь историю вслух, потренируюсь». История не вспоминалась. Два анекдота и несколько любимых стихов быстро закончились. Пробка не рассасывалась – в Москве пробка не событие, а часть пейзажа. «Ну хорошо, уж сказку-то я какую-нибудь могу вспомнить?», подумала я и стала рассказывать себе сказку про Красную Шапочку.

Вы думаете, про Красную Шапочку кто угодно может рассказать? У меня с первого раза не получилось. Во-первых, выяснилось, что я не помню деталей, тех самых мелких подробностей, которые и определяют плавное течение истории. Кто сшил девочке шапку – мама или бабушка? Что именно сказала мама, отправляя девочку в лес? Вот что была одета бабушка помимо чепчика – в халат или ночную рубашку? Почему волк смог войти – была ли открыта дверь? Текста под рукой не было, так что пришлось придумывать детали заново.

Начиная вспоминать подробности, спотыкаешься на логических провалах в истории. Я, конечно, знала про фрейдистское толкование сказок, но не нужно быть психоаналитиком, чтобы обнаружить явные неувязки в сюжете. Почему мама отправила несовершеннолетнюю девочку одну через лес? Почему волк не съел Красную Шапочку сразу, как только встретил в лесу, а предпочел многоходовую операцию с переодеванием (мысли о его трансвеститных наклонностях сами лезут в голову…) Почему бабушка не кричала у волка в животе сразу, а дождалась, пока к ней присоединится внучка?

Пока я все это вспоминала, мы преодолели Люсиновскую улицу, а это в час пик небыстро! Второй раз пошло поживее, но тоже запинаясь, третий – почти совсем хорошо, детям бы понравилось, взрослым не хватило бы интересных подробностей, авторского взгляда и далекоидущих выводов.

Несколько мыслей по поводу:
1. Детали, детали, детали. Слишком много не бывает. Нужно жить в истории, представлять ее изнутри.
2. Не помнишь «родных» деталей – придумывай на ходу! Никто не сможет проверить, была там шапочка или панамка, в крайнем случае спишешь на авторский взгляд – это гораздо лучше, чем паузы и бесконечные «ммм».
3. Если есть выбор про какую сюжетную линию рассказывать – принимай решение быстро и придерживайся его. Слушателю все равно, ему важно чтобы его провели через этот лес за руку, уверенно, со знанием дела.
4. На все трудные вопросы про логику сюжета, выводы, мораль нужно ответить прежде всего себе. ДО того, как начнешь рассказывать. Невозможно убедить в том, в чем сам неуверен, а неуверенность – она для слушателя прозрачна.
5. Не надо ездить там, где заранее знаешь, что будут пробки! Объявить табу съезду с 3го кольца на Варшавку, Маросейке и Люсиновской улице. Поставить в план работ разучивание объездных путей.

Ссылки по теме:
Как рассказали бы про Красную шапочку разные писатели
Cама сказка и интерпретация Эрика Берна
Еще интерпретация, без анального подтекста.

Пелевин, «Cвященная книга оборотня»:
«- Скажи, почему тебе каждый раз надо ввернуть в разговор эту апологию самодовольного воинствующего невежества?
— Это как?
— Hу как про Красную Шапочку и психоанализ. Мне иногда кажется, что ты пытаешься трахнуть в моем лице всю историю и культуру.
— С культурой — есть немного, — сказал он.»</>

Posted in blog | Tagged , | Leave a comment