Нормы и отношения

На одной супервизии, где обсуждали случаи «про отношения», сошлись с коллегами в ощущении, что одна из самых давящих на людей вещей в отношениях — это чувство своей «неправильности» относительно какой-то очередной нормы — вроде общественной, но усвоенной и переживаемой уже очень лично: это именно мне очень важно быть в отношениях, выйти замуж, это мне западло жить без секса, это именно нам так жизненно важно зачать ребенка, и т.д. И если человек раз за разом пытается, а у него не получается, наступает предсказуемо чувство беспомощности, безнадежности и личной несостоятельности, усиленной еще и контрастом с представляемым обществом и другими, у которых все «нормально»: «ну все же как-то находят секс/отношения/рожают, значит это со мной что-то не так», этот вывод кажется логичным описанием себя.

И когда удается этот груз требований отодвинуть, уже как-то становится полегче, и проблема или решается или не решается, но дышится точно легче.

В качестве теста на не-норму спросить можно себя спросить:

Что такое должно произойти со мной, какой/каким мне нужно стать, чтобы оказаться совсем «в порядке»?

***

Это был комментарий к посту Марина Травкова:

«Полуденные размышления семейного психотерапевта. 18+

Дорогие все. Однажды жила-была я и как, может быть, многие из вас, я верила, что счастье человека — это найти свою половинку, и что мир как-то так устроен, что каждый, когда вырастет, найдет своего партнера. Было мне, кажется, лет 6. Я помню эту прекрасную уверенность: где-то там в большом мире есть «мой человек».

С тех пор много воды утекло, и хотя мое персональное счастье выглядит весьма традиционно, я знаю, что ни одного традиционного счастья в этом мире нет.

Я знаю, что быть в браке — это одно удовольствие, а не быть — другое
— Что каждый второй брак распадается и большинство из нас проживут двух-трех партнеров за жизнь как минимум, и это нормально
— Что в отношениях бывают нездоровая коммуникация и абьюз, но не стоит путать «несчастную любовь» и «токсичные отношения»
— Что «нездоровые отношения» гораздо больше складываются из социально-системного контекста, нежели чем из личностных характеристик их участников.
— Что человеческая сексуальность сложнее, чем нам всем где-либо и когда-либо рассказывали
— Что любая психотерапия — тоже ангажирована и транслирует определенные ценности определенного социума и исторического периода
— Что всякого рода напряженность по отношению к «иным» по признаку пола, расы, гендера или социального положения, не «просто так», а механизм определенных общественных процессов
— Что примерно 12 миллионов российский женщин не могут быть в отношениях «половинка-половинка», просто из-за демографического показателя (женщин — больше)
— Что невзаимная любовь — это не стыдно
— Что супружеские измены — не только плохо, больно, страшно, но и точки роста и оазисы удовольствия (а иначе кому б они нужны?), а также источник появления новых жизней и заметать это все «под ковер» — не поможет
— Что люди пытаются быть честными и ищут новые формы (полиамория)
— Что люди вынуждены искать формы совмещения «традиций» и «легитимности» (многоженство в шариате, например, без которого у многих детей просто не будет хотя бы формального отца в обществе, где это жизненно важно)
— Что многие люди предпочтут остаться в одиночестве, нежели чем построить пару
— Многие решат родить от «банка спермы» или с помощью суррогатной матери — нужен ребенок, но не нужен партнер/партнерша
— Что материнство — не естественный инстинкт, и далеко не каждая женщина любит своего ребенка сразу после рождения. Далеко не каждая чувствует себя матерью — для многих это идентичность, которую еще долго строить
— что биологический пол сложнее М и Ж
— что внешнее поведенческое выражение того, что такое быть М и Ж — это не » по природе», а сконструировано людьми и у этого есть механизмы и причины
— Что в разрезе всего вышесказанного, «женская сексуальность» и «мужская сексуальность» — это такие «страны», у которых есть природный ландшафт (и не будем забывать, что он тоже может очень медленно, но меняться) и есть построенное поверх него людьми — и это вот не только интересно, но и не осознается нами, привыкшими жить в этих декорациях
— Что сексуальное просвещение снижает желание заниматься сексом слишком рано, слишком бурно и слишком необдуманно. А также снижает количество абортов и изнасилований.
— Что сексуальное влечение, сексуальная ориентация и сексуальная идентичность — пересекаются сложнее, чем мы привыкли нарезать реальность
— Что сексуальные «девиации» — часто перестают ими быть, когда меняются социо-культурные установки. Так что «здоров» ли и «нормален» ли кто-то — зависит от места и времени постановки диагноза.
— И самое обидное, что эти знания становятся общим местом в мире и все еще являются чем-то маргинальным в России. Что у нас все еще думают, что целомудрие — в девственной плеве, и что последняя рвется с усилиями. Что взрослые люди не знают, как устроены их тела.

Ах да, еще:
— Что дышать воздухом — еще не значит знать его состав, а что такое наглядно-интуитивное мышление, знают все почитатели Пиаже, а кто не почитатель: это когда для объяснения чего-то нового, непривычного и непонятного, вы на скорую руку лепите из того, что видите, не учитывая весь контекст;
— Что думать и одновременно думать, как ты думаешь, и каковы механизмы того, что ты думаешь именно так — та еще задача, которую невозможно выполнять круглосуточно, а поэтому все могут ошибаться.»

Темы: , ,

Comments are closed.