Improv: the art of not knowing (and being O.K.)

«Improvisation is the art of being completely O.K. with not knowing what the f… you are doing».
(c) Mike Napier
(отсюда).

— «Импровизация — это искусство быть полностью окей с тем, что вы ни хера не понимаете что делаете».

Жизнь мне почему-то постоянно подбрасывает такие штуки, это я про неопределенность. А может, не только мне, может это просто суть жизни и есть — неизвестность того, что будет дальше (и может именно поэтому, как любит повторять Бэндлер, «эволюция не закончена»).

Наш кумир (и просто хороший и увлеченный своим делом человек) Коля Куликов написал, что с этого четверга открываются двери для желающих посмотреть на происходящие, соответственно, по четвергам cборища адептов комедийной импровизации. Я туда относительно регулярно хожу, бывает мне там по-разному, но безотносительно меня местами там случается просто феерично смешно. Это не обещание (потому как импровизация и лаборатория), но если интересно, заходите.

***

На самом деле в упомянутом выше искусстве «незнания что ты делаешь» заключается не вся правда — да, ты можешь не понимать ситуацию, потому что она разворачивается в эту самую секунду, и может полностью перевернуться после следующей же фразы твоего партнера по площадке — но при этом выходя на площадку ты должен очень хорошо знать кто ты — герой, характер, отношение. И реагировать на ситуацию уже исходя из твоей новой внутренней реальности. И это какой-то бессознательный навык, быть готовым к мгновенному сдвигу, в том числе очень далекому. И при этом по-честному быть с этим О.К. И еще не пытаться шутить. И еще не отрицать реальность другого. И еще, и еще… Есть чему поучиться, короче говоря.

Posted in blog | Tagged | Leave a comment

On a bright side of the day

Для любителей позитивного мышления (это я как бы на себя сейчас пальцем показываю) попалась статья:
Сan negativity save a failing marrige?», может ли негативизм спасти разваливающийся брак?

Как ни странно (и контр-интуитивно) — да, в большей степени, чем позитивность. Но разве не хорошая доза прощения — самый простой и работающий ответ, способный пересилить проблемы в отношениях? Говорят, что и да, и нет. В данном исследовании обнаружили, что прощение работает только для отношений, в которых возникают лишь небольшие недопонимания. В браках, где один из партнеров часто недобр, оскорбляет другого, быть прощающим выходит боком. В таких проблемных парах слишком много прощения просто увеличивает вероятность, что жестокость продолжится, и приведет со временем к еще большей дисгармонии. Однако существует одно важное исключение: сарказм. Склонность насмехаться над другим связана с более несчастными браками, вне зависимости от того, сколько проблем было в отношениях изначально. Чтобы от негативизма была польза, требуется прямота. Прямое выражение негативности дает партнерам конкретную информацию о том что нужно изменить, чтобы спасти отношения.

Остается, правда, вопрос где провести черту между небольшими недопониманиями и серьезными проблемами. И где честность и прямота переходит в причинение боли. И как не переходить эти границы…

***

Не могла уснуть, читала про Уильяма Джеймса. Удивительно как много совершенно актуальных вещей он понял больше ста лет назад! Исследование внимания, потока сознания, связи тела и эмоций, медитации, психоделиков и религиозного опыта. В НЛП потом даже пытались моделировать его подход :)

Пара цитат:
«Путь к успеху лежит через пассивное, а не активное состояние. Нам необходима релаксация, а не напряженность. Забудьте о делах и о том, что вы за что-то и перед кем-то ответственны… Пусть ваше судорожное, зажатое «я» немного отдохнет. Это поможет вам обнаружить в себе «я», которое больше обычного… Полсе хорошего расслабления к человеку всегда естественным образом приходит ощущение обновленности» (1890 г.)

Или здесь про привычки:
«По моему мнению, мы подчинены законам привычки потому, что имеем тело. Чтобы выразить свою мысль в немногих словах, скажу так: пластичностью живого существа нашей нервной системы объясняется тот факт, что какое-нибудь действие в первый раз кажется нам трудным, при повторении же становится все легче выполняемым, а после достаточного упражнения выполняется полумеханически или даже почти без всякого участия сознания. Наша нервная система — если говорить словами доктора Карпентера — развилась в том направлении, в каком ее упражняли, точно так же, как лист бумаги или платье всегда стремится сложиться такими складками, какие образовались на нем, когда его в первый раз складывали.»

И про эмоции:
«Джеймс утверждал, что для организма лучше всего подходит баланс между полной отрешенностью от эмоций и активным выражением чувств. Он цитирует Ханну Смит:
«Пусть эмоции приходят и уходят… не придавайте им значения ни в том ни в другом случае… Они действительно не являются показателем вашего душевного состояния, они всего лишь показатели вашего темперамента или вашего физического состояния на данный момент».

Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment

Back (and forth)

То, о чем я интуитивно догадывалась — не все люди представляют свою жизнь как связную или даже бессвязную историю: заметка в MindHacks «Against narrativity». Наверняка есть и такие, у кого-то личное пространство организуется в виде буллетов или цветных пятен, и заставлять их всех как в школе, писать из своей жизни сочинение было бы тоже насилием.

Хотя многие здесь да, склонны к этому превращению жизни в текст.

Первая неделя на работе, полет нормальный. Даже такой, хороший полет. «Директор по управлению знаниями» — это безусловно cool, но в пост-кризисном офисе проект этот представляется еще более вызовом, граничащим с утопией. Но ничего, мы поборемся.
Вернуться было легко. Я так долго размышляла о возвращении, как, когда, куда, а все свелось к одной фразе заявления, «прошу считать меня приступившей к работе с 21 июня». Немногие оставшиеся старые люди мне очень рады, и я им. Теперь я оперативно узнаю про новые прошивки айфона, люди, читающие с утра в кафе с айпада какой-нибудь Esquire, кажутся мне совершенно типичными, и мне снова не нужно покупать глянец, чтобы узнать что будут носить в следующем сезоне. (В связи с этим хочется немедленно сделать upgrade гардероба, но, кажется, я стала спокойнее к этому относиться и пока держу себя в руках). Было смешно разбирать старые коробки с вещами, которыми обросла за n лет (ну знаете — четыре степлера, трое ножниц, две пары туфель, ящик ручек, фото в рамке семилетней давности, визитки людей, которых не вспомнить), посещает ощущение тщетности и желание избавиться от всего — и от двух коробок из трех я избавилась. Но что-то все же изменилось за два года, по большей части внутри. «Проект Илья Константинович успешно запущен :)», написала я коллегам в I’m back письме. И это много. А еще ведь был и есть Babycontact. Все-таки собственные проекты, когда ты отвечаешь за все, и тебе действительно нужно deliver results, очень организуют мозг. А еще вспомнила только вчера — я же могу теперь в офисе жонглировать! :)

Силы есть. Ложусь в три, просыпаюсь в субботу снова в восемь. Хочется что-то делать. Сейчас пойду работать по работе :) — потому что вчера, например, было совсем не до нее — мы с коллегами по babycontact участвовали в конференции по танцтерапии, на мастер-класс к нам пришло человек двадцать и при небольших вопросах собственно к выбору упражнений и их адаптации ко взрослой группе, получилось как-то легко, как у нас обычно, зажигательно, ну а главное, удалось даже в отсутствие детей дать людям почувствовать изнутри как это — танцевать с ребенком. Плюшевые дети очень помогли :) Хотя ощущение, что с живыми танцевать даже легче — да, конечно, они вертятся, чего-то хотят, временами плачут, иногда засыпают посередине занятия — но и энергии приносят невероятное количество, и с ними рядом никому не нужно объяснять что такое «быть аутентичным» и «жить в настоящем».

Что еще? Продолжаем искать Мэри Поппинс, одну (тьфу-тьфу-тьфу) нашли, но она может только на полставки. Ну хоть так.

А лето? Мне очень нравится лето в Москве. Утром и вечером все прекрасно, а днем в офисе жара не замечается. Только хочется это лето куда-то перенести. Куда-то, где я смогу его заметить.

Posted in blog | Tagged | Leave a comment

В ожидании отпуска (и не только)

Самое прекрасное в отпуске — это его предвкушение. Скажите, у вас возникало когда-нибудь такое ощущение?

Мне вот очень важно знать куда и когда я когда-нибудь поеду. (Ну ведь поеду когда-нибудь? Пусть даже после того, как закончится эта такая долгожданная, но так, похоже, и не пригодившаяся полугодовая шенгенская виза.) И дело не в том, поеду-не поеду, дело в том, как это ожидание путешествия по-новому расцвечивает жизнь, пусть даже очень хорошую в своем настоящем.

В очередном эксперименте психологи спрашивали людей как они чувствуют себя перед отпуском, непосредственно в момент отпуска и после. Обнаружилось, что больше всего удовольствия люди испытывают, размышляя об отпуске, предвкушая его где-то впереди. Спустя несколько дней после отпуска люди тоже вспоминают о нем с теплотой. А меньше всего удовольствия, сравнивая эти три момента, участники эксперимента испытывали непосредственно во время отпуска! Видимо, в реальной жизни примешиваются сложности логистики — надо куда-то ехать, чего-то ждать, что-то делать. Надо же получать удовольствие, в конце концов!
Подробнее в статье из Bostone Globe.

Да что там отпуск! С сексом ситуация еще хуже :) В смысле разрыва между ожиданием и действием. Парадокс: люди говорят, что секс — это одно из их самых любимых занятий, а в реальности тратят на него меньше времени, чем на заполнение налоговых деклараций! (Но это, разумеется, «средние американцы», у нас-то все по-другому, мы-то налоговых деклараций не заполняем…)

Это я слушаю сейчас подкаст Introduction to Psychology, из открытых курсов Йельского университета, и вот что рассказывает профессор Блум в лекции «What motivates us: sex»:

«Sex is really strange. You ask people, «What’s your favorite activity?» and if you ask people, particularly college students, particularly just fresh from spring break – I’ve seen teen movies – they’ll often answer, «Sex.» or some word that is synonymous with sex. But there’s a kind of a puzzle about how much time we spend on sex. And it turns out there is data on this. So, people say sex is their favorite activity, but it turns out we actually know how much time the average American spends on sex. And the data I’m going to follow from was summarized in this wonderful book by James Gleick:

Americans tell pollsters their single favorite activity is sex. In terms of enjoyability, they rank sex ahead of sports, fishing, bar-hopping, hugging and kissing, talking with the family, eating, watching television, going on trips, planning trips, gardening, bathing, shopping, dressing, housework, dishwashing, laundry, visiting the dentist, and getting the car repaired. On the other hand, these same studies suggested the average time per day devoted to sex is four minutes and three seconds.[As Gleick says,] This is not much, even if the four minutes excludes time spent flirting, dancing, ogling, cruising the boulevard, toning up in gyms, toning up in beauty parlors, rehearsing pick up lines, showering, thinking about sex, reading about sex, doodling pornographically, looking at erotic magazines, renting videos, dreaming of sex, looking at fashion magazines, cleaning up after sex, coping with the consequences of sex, building towers or otherwise repressing, transferring, and sublimating.

And I like this passage because it illustrates two points, two important points. One is we don’t actually spend that much time on sex. In fact, the four minutes and three seconds is an interesting number because when you do times studies on how much Americans spend filling out tax-related forms for the IRS, it’s four minutes and a few seconds. But the passage also points out that regardless of the brute time we spend on it, it is extraordinarily important. Everything in life follows from it – marriage, family, children, much of aggression, much of competition, much of art and music and creative pursuits. Much of everything follows from it. If we were a creature without sex, everything would be different.» (cкрипт лекции)

Что делать-то, делать-то что? Ожидать, не ожидать, планировать или нет?

Мне понравилась одна идея из статьи выше, совет для тех, кто пока никуда не едет. Ведь по сути, зачем люди едут в отпуск? Чтобы получить удовольствие. Тем самым они как бы выделяют специальное время на удовольствие — вот я поеду, и уж тогда… и уж там… И действительно, часто оказываются и там, и тогда. Но почему бы не разрешить себе получить удовольствие, не выезжая из города? Почему нет? Да все дело в прокрастинации! Люди способны откладывать и откладывать и откладывать отдых не меньше, чем работу. Нужен, говорят, дедлайн :)

Posted in blog | Tagged , | Leave a comment

Присутствующее, но не проговариваемое

В прошлую среду была на семинаре у Даши— пошла туда больше с идеей просто практики нарративной практики, а оказалось, что тема «отсутствующего, но подразумеваемого» (оно же «присутствующее, но не проговариваемое») схватит меня и окажется очень практично-важной.

Эта тема — про все те бессознательные убеждения, не произносимые вслух утверждения, которые тем не менее присутствуют — в нас самих, в общении — и которые часто как серые кардиналы заправляют происходящим. Это один из методов нарративного подхода, основанный на представлении о том, что мы способны определить для себя нечто только в сравнении с чем-то другим. И этот прием позволяет из самой болезненной, трагической истории вырулить в альтернативную, предпочитаемую. Да, может быть сейчас я в отчаянии — но это означает также то, что в моей жизни было что-то, что отчаянием не является, что я умею отличить одно от другого. Значит, в моей жизни были моменты, когда мне удалось пожить в этом не-отчаянии и я могу обратиться к этому опыту, чтобы опереться на него. И это не обязательно что-то противоположное. Мы можем предполагать, что в случае отчаяния человек потерял надежду, но может быть это не надежда, а что-то другое — силы, радость, любовь — что-то, сказанное его собственными словами, которые указывают на его личный образ желаемого будущего. Здесь важно, что это не просто рефрейминг, не просто замена минуса на плюс, это именно точка входа, и эта точка может вести в удивительные места. Для этого нам не нужно обязательно стирать негативный опыт (да и как его часто стереть-то), но можно понять когда он начался и что было до, и что давало и дает нам силы различать это «до».

В нарративном подходе есть представление о том, что ни одна проблема не захватывает жизнь человека целиком, и что проблема не в человеке — проблема в проблеме, и ее можно вынести наружу и с ней уже разбираться. И еще они верят в то, что человек никогда не является пассивным реципиентом травмы, и сам акт говорения является выступлением против проблемы, желанием изменить. Хотя иногда найти в опыте человека эти мгновения сопротивления очень непросто — но такой «археологией надежды» они и занимаются. (Про исследование влияния проблемы можно посмотреть у Юли здесь.)

И тогда выясняется, что из любого «НЕ» — не могу, не получается, невозможно, загнан в угол, тяжело, больно, нет смысла, не любят, недостоин, и прочего и прочего — можно создать много точек выхода:

«У меня ничего не получается…»
— Из чего состоит это «ничего»? Если бы оно было чемоданом, что бы там оказалось?
— В какой именно момент это «не получается» чувствуется особенно остро?
— Что перестало получаться последним? (Что дольше всего держалось?)
— Были ли ситуции, когда получалось? (Это про поиск уникальных эпизодов, та самая «археология надежды»)
— Кто еще считает, что не получается? А есть ли люди, которые с этим не согласны?
— Почему важно, чтобы получалось?
— А что стало был возможным, если бы получилось? На что стала бы похожа ваша жизнь?

Есть большая переведенная статья Майкла Уайта на эту тему. Она тронула местами до слез какой-то невыразимой человечностью…

Еще я все время ловила на мысли, что все это на новом уровне, но очень знакомо. А, так это ж мета-модель! (один из базовых принципов НЛП) — догадался Ватсон — и пошел читать что есть на эту тему. На тему пересечения что-то ничего толком не нашлось, но чувство, что что-то здесь очень близкое не отпускало — и вот на списке литературы оно сошлось на Грегори Бейтсоне — основатели НЛП и Майкл Уайт читали похожие книжки. Если я осилю теперь Бейтсона (пока продвинулась несильно), это будет большая победа над силами прокрастинации.

Все никак не могла собраться дописать этот пост, и потом поняла — о, это же одна из «отсутствующих, но подразумеваемых» моих идей — что если уж писать о чем-то, так хорошо, а тема пересечения НЛП и нарративной практики слишком большая, чтобы ее сейчас откусить.
Я помню, что эффект от знакомства с мета-моделью после НЛП-практика состоял в бОльшей дисциплине речи: «меня никто не любит» — «что совсем-совсем никто?» Но это было именно знакомство, не могу сказать, что я это практиковала за пределами простого обращения внимания на чрезмерное обобщение или упущение важных деталей информации, на уровне здравого смысла. Возможно, дело в том, что в НЛП мета-модель опирается именно на лингвистические паттерны — опущение важной информации (пассивный залог — «нам сказали, что..» — «а кто именно сказал?»), номинализации, использование универсальных количественных (все, никто, никогда), использование модальных глаголов («я должен это сделать» — «кому должен?»), и так далее — этих паттернов огромное множество, их не так просто все запомнить и применять.

А в нарративном подходе «отсутствующее, но подразумеваемое» — это скорее принцип, опирающийся на более высокий уровень убеждений — что проблема находится вне человека, что человек сам автор своей истории, что в жизни человека разворачивается одновременно много историй, и мы можем заново находить в них смыслы, каким-то линиям придать больше жизни, а какие-то отправить в архив, и что терапевт не является экспертом по жизни пациента, его роль — помочь человеку распознать свою предпочитаемую историю, но не указать на соответствие норме «хорошо функционирующего индивида». То есть если воспринять эти ключевые пресуппозиции (ну вот хотя бы — на какие возможности указывает эта проблема?), то можно самостоятельно построить много разных-разных вопросов и делать это очень творчески. Хотя Майкл Уайт назвал свои «карты нарративной практики» картами — и это было обобщением его многолетнего опыта терапии, но он подчеркивал важность относиться к ним именно как к картам, и в первую очередь отталкиваться от реальной «территории» живого человека и его ситуации.

Так получилось, что я параллельно слушала Бэндлера и читала новую книжку Майкла Уайта, и при всех различиях то и дело попадались параллельные истории — и Бэндлер постоянно рассказывает про пациентов, годами безуспешно проходившими психоанализ (ну или успешно для психоаналитиков, как на это посмотреть — он никогда не упускает возможности противопоставить себя сложившейся системе официальной психиатрии), и в нарративном подходе часто упоминаются случаи, когда человек приходит с прочно приклеенным к нему диагнозом — и «невротик» это еще самый мягкий, хотя и распространенный вариант. Из последнего меня тронул термин «парентифицированный ребенок» — то есть ребенок, который в детстве выполнял роль родителя. То есть, понимаете, это уже специальный термин. А ведь так про многих можно сказать, кто провел детстве с ключом на шее и считал себя этаким Дядей Федором. Возможно, небезосновательно, но вот только что значил этот опыт для конкретного человека и что из этого следует дальше? Выводов может быть очень много разных, намного больше чем простое сведение все к ярлыку, основанному на утверждении «дети должны быть детьми».

Очень возможно, что сходство связано с тем, что оба подхода явились маргинальными для классической психологии — НЛП вообще основано лингвистом и программистом и никогда не стремилось к признанию в большой науке (хотя кажется когнитивно-бихевиоральный подход очень похож по методам), а Майкл Уайт начинал как социальный работник в детской психиатрической больнице, которому запрещали практиковать, и даже убирали стулья из кабинета (и тогда он сидел и разговаривал с детьми на полу). Может быть эта маргинальность одновременно и заставляет и дает возможность не идти проторенными путями, а делать то, во что действительно веришь и что работает?

По дороге попалась статья о том, почему НЛП не является конструктивистским подходом. Это очень для больших ценителей методологии, но меня немного повеселило обвинение НЛП в методологическом промискуитете — да этот Бэндлер, да он вообще готов использовать все, что работает! — с негодованием пишет автор. Хотя я наверное соглашусь с автором статьи, что позицией НЛП можно считать прагматизм. «Just remember that feeling good is better than feeling bad», раз за разом повторяет Бэндлер — начать с хорошего состояния, из которого возможно сделать намного больше.

На самом деле, методология здесь совсем не ругательное слово, мне сейчас кажется, что ясное понимание своей позиции, в т.ч. методологической, говоря проще, понимание сути и ограничений метода, придает много ясности. А ясная этическая позиция, еще и придает много сил отстаивать то, во что веришь. И готовности браться за сложные случаи, за «неизлечимых» пациентов.

Еще по поводу различий — одно из важнейших заключается в том, что НЛП принципиально не занимается содержанием проблем клиента (вообще в первую очередь НЛП — это про моделирование — стратегий поведения, когнитивных паттернов) — в то время, как в нарративной практике содержанием занимаются очень серьезно, не стесняясь залезать в сложные этические вопросы и восставать против устоявшихся норм и дискурсов — «а кто сказал, что «все нормальные люди» должны делать Х?» «А кому выгодно, чтобы «все нормальные люди» делали Х?»

Еще в НЛП очень много построено на работе с телом, ощущениями, восприятием, и это дает возможность очень изящно и эффективно работать со многими проблемами (особенно хорошо это у них получается с фобиями). В нарративном подходе обращение к телесным метафорам тоже используется (например, когда предлагают представить какой у проблемы голос, какого она цвета) — но все-таки не является ключевым содержанием работы, для них важнее интенция, направленность — «чего хочет проблема, а чего хочешь ты сам» и куда все это ведет.

В качестве дисклеймера — все вышеизложенное не претендует на что-то (да ни на что, честно говоря, не претендует) и написано из желания систематизировать собственные мысли и что-то понять на пересечении знакомых тем.

Posted in blog | Tagged , | Leave a comment

The power of negative thinking

Может, позитивное мышление и не работает, зато негативное мышление работает очень хорошо. Эффективно убивая на корню все живое. Очень это вчера наглядно было продемонстрировано на Лаборатории по разговорной импровизации.

Решили опробовать новый формат в стиле «убей тренера» — один человек рассказывает в каких ситуациях у него возникают сложности с говорением и трое слушателей ему эту ситуацию тщательно воссоздают — по вкусу перебивая, отвлекая, не обращая внимания. Целью этого мочилова было воссоздать ситуации, которые бы потребовали признаваться, что да, есть проблема — и вынудить применить бэкапы (такие специальные заготовки, выручающие в момент когда «я не знаю что сказать» или просто туплю, такого плана).

Ну и в результате всего лишь одного упражнения количество унылового сами-знаете-чего возросло на порядок. А у слушателей сильно снизился уровень принятия этого сами-знаете-чего. Я же говорю, очень эффективно!

Нет, в своем роде это было хорошо. Как заметила , как-то по-взрослому. Можно было почувствовать себя одним из тех, кто ставил эксперименты на себе, выпивая какое-нибудь содержимое чашки петри и прививая себе всякую дрянь (не все из них кончали нобелевскими премиями, это тоже вспоминалось).

И вот что интересно — в каждом отдельном случае это было все не так ужасно. Ну, тупил человек чуть больше среднего в течение четырех-пяти минут своего монолога. Ну, бывает. Но все вместе оставляло какой-то осадочек.

Я пыталась понять что же происходило, какой у всего этого механизм, и вот что мне показалось. Такая обратная связь от аудитории делает человека очень обычным. Да, она заставляет мобилизироваться, в стиле «что нас не убивает, делает нас сильнее». Лаборатория была закрытая, люди были подготовленные, многое преодолевшие и никого эта негативная обратная связь не убила. Но и сильнее никого не сделала. Негативная реакция от окружения заставляет находить опору в себе, опираться на свои границы. А ведь это как раз то, что мы хотим преодолеть — мы хотим выйти за свои пределы, вызвать состояние удивления от самого себя — о, это я, оказывается так могу!

В общем, нужна человеку фора. В виде доверия, поддержки и безопасного контекста. Это не новость — но подтверждение очень наглядное. Да, собственно, Виктор Франкл в этом старом черно-белом видео говорит об этом куда убедительнее, цитируя Гете:
«If we take man as he is, we make him worse. On the other hand, if we take him as he should be, we help him become what he can be.»

А для сомневающихся в себе — его умопомрачительный акцент убедительности ничуть не мешает :)

 

Posted in blog | Tagged , | Leave a comment

Mindsets

Кажется, я становлюсь честнее сама с собой… сегодня вот пришла на групповую импровизацию, а через десять минут ушла в ближайшее кафе работать, потому что в этом ощущалось намного больше смысла… да и интереса — я тут взялась переводить сайт Babycontact на английский, и выяснилось, что это совершенно нетривиальное занятие, что это никакой не перевод, а надо заново все формулировать. Попутно пытаюсь вместить в себя имеющееся body of research про перинатальной психологии и движению с детьми — потому что пришло время объяснить внятным языком себе и другим что же именно мы делаем и что это дает… Удивительно как фокус меняет восприятие — читаешь иногда совершенно занудные, иногда еще и плохим языком написанные вещи (и никакая научность такой язык не может оправдать), но продолжаешь читать и делаешь даже какие-то для себя полезные выводы. И прямо такой поток-поток, десять табов в браузере и все нужные.

Cтоило ли ехать через весь город, чтобы поработать в кафе? Стоило, стоило, на свежую голову это куда лучше получается. Все-таки рабочий день с двенадцати до трех ночи — это не очень хорошее расписание… А еще я поняла, что не готова что-то делать через силу, в том числе и импровизированно шутить. А в прошлый раз было все-таки через силу… То ли упражнения были слишком сложные, то ли все вместе не пошло, не знаю, но было сложно.

Интересно как меняется восприятие сразу после и с течением времени. Сразу после я была вполне довольна происходящим, из серии «I can do it», за что во многом спасибо книжке «Mindset», которую я прямо в этот день дочитывала, с ее фокусом на «чему я здесь могу научиться?» вместо выставления себе и всему вокруг оценок. Вот картинка:

dweck_mindset.png

 Было смешно, когда Коля мне потом дал обратную связь именно теми словами, которыми в книге описывался growth mindset — стиль мышления и набор убеждений, направленный на развитие: «Чувствуется, что ты считаешь, что можешь научиться чему угодно. Ну, ты первый раз, и процесс обучения занимает дольше времени, но дальше ты начнешь схватывать быстрее, и все пойдет отлично» — и это была настолько прямая цитата, что я подумала, не научилась ли я уже транслировать свои убеждения напрямую :)

Хм, могу-то я научиться могу, вот хочу ли? Как говорила когда-то моя коллега про нас, эккаунтов (менеджеров по работе с клиентами) — да, можем-то мы все можем — и ролики монтировать, и тексты писать, и полы мыть — только вот стоит ли? Смысл-то, если постараться, очень много в чем можно найти, вот только без удовольствия повторять не хочется. И вот сегодня — именно бессознательно — не захотелось… Хотя для меня такое не-групповое поведение нехарактерно… Правда, у сегодняшнего вечера была высокая конкуренция, очень уж хорошо пошла возрастная психология.

А кусочек групповой импровизации я все-таки застала (потому что Кофе Хауз, оказывается, всего лишь до 22.00), и это было хорошо и весело. Как минимум, в роли зрителя.

Posted in blog | Tagged , , , | Leave a comment

Правила первой психологической помощи

От вероятности оказаться в стрессовой ситуации никто не застрахован… Лучше быть готовым.

Правила первой психологической помощи от .

Статья «Распространенные реакции на стресс детей дошкольного возраста. Как правильно им помочь справиться со стрессом».

«Обыденный шок и варианты свидетельствования насилию», обзор книги К. Вайнгартен «Common Shock: Witnessing Violence Every Day – How We Are Harmed, How We Can Heal» от .

Posted in blog | Tagged | Leave a comment

Обниматься (и можно без хлеба)

Известно как Илья Константинович (мой двухлетний сын) любит обниматься. Даже больше, чем виноград, и наверное так же сильно, как Винни-Пуха. Но в смысле обниманий он не одинок, я в общем тоже это дело люблю, по поводу и без. А вы же понимаете как приятно получить (около)научное обоснование тому, что любишь :)

Так что на эту тему даже написался развернутый пост: Про важное дело объятий.

Posted in blog | Tagged , | Leave a comment

Нарративный апрель

На всякий случай: в апреле в Москву (и Питер тоже) приезжает Дарья Кутузова с серией нарративных мероприятий. В прошлом сентябре я была у нее на «Введении в нарративную практику», и если подумать, это было одно из самых сильных впечатлений года. Идея там довольно простая — изменение жизни через рассказывание историй, вернее пере-рассказывание, нахождение новых смыслов. При этом жизнь — это не одна какая-то конкретная история про поездку из А в Б, жизнь, как они говорят, поли-исторична, и можно найти до этого незамеченные тонкие ниточки хорошего и по-новому их сплести, создавая cвою предпочитаемую историю. Еще у них очень здорово исследованы карты внутренней территории, вот, например, свежий перевод статьи Майкла Уайта про «отсутствующее, но подразумеваемое», и это глубже, чем просто рефрейминг.

И мне нравится, что они называют это «подход» или «практика» в отличии от «терапии» (хотя с этой целью она тоже часто используется), это больше взгляд на жизнь, а также навык это взгляд применять. Который с тех пор как-то встроился, как минимум через задавание себе хороших вопросов. Хотя надо, конечно, больше это практиковать. И есть разница между тем чтобы задавать вопросы самому себе и кому-то еще. Схожу, наверное, еще к Даше, попрактикуюсь в хороших вопросах.

Posted in blog | Tagged | Leave a comment