«Почему внутренний критик не уходит?»

Мне кажется, в любом деле, если уж им занимаешься, важно изучить матчасть. Даже в таком общеизвестном и простом как психология.

Простом — потому что вроде ну чего проще, давать людям советы как жить. Со стороны-то вроде все ж понятно. Ну ругает себя человек все время, изводит. Ну можно сказать — «просто полюби себя». Или «просто перестань себя гнобить».

Нет, иногда — совсем непросто. Мария Несмеева в своем блоге очень внятно объясняет про эти довольно сложные вещи, почему они сложные. Почему иногда так сложно остановить Внутреннего Критика. Или негативные самоуничтожающие, обесценивающие мысли.

Потому что они иногда скорее следствие, чем причина. Часть целой системы проблем. А у проблем есть такая особенность: они друг друга поддерживают.

И важно хоть за них себя не ругать. Иначе получается самоедство версии 2.0:
Ругаю себя — а потом ругаю за то, что себя ругаю. Такой замкнутый цикл.

Чтобы этот цикл разомкнуть, требуется поддержка, не-осуждение хоть где-то, желательно и внутри и снаружи. И более поддерживающее окружение для себя создавать/искать и внутри больше мира.

И да, это процесс.

Image may contain: one or more people, hat and closeup

***

ПОЧЕМУ ВНУТРЕННИЙ КРИТИК НЕ УХОДИТ?

Cейчас будет немного страшный текст.
Но он закончится хорошо.
Мне хочется рассказать вам чуть больше о природе стыда и самокритики – возможно, вы не знаете этого и вам пригодится. Мне бы очень пригодилось в свое время.

На днях мы разговаривали с подругой о том, что вопрос «любви к себе» крайне часто не решается моментально.

И не решается быстро.

И не решается абсолютно.

И затапливающее переживание собственной ничтожности вкупе с трудными мыслями в свой адрес может оставаться спутником человека довольно долгое время – или возвращаться чаще, чем хотелось бы. Почему так?

Дело в том, что все это – зачастую несколько более сложная история, чем «противное радио в голове», как может показаться, если представление о внутреннем критике опирается только на популярные книжки навроде «Пути художника».

Те, кто изучал клиническую психологию, знают: эти симптомы характерны едва ли не всем расстройствам психики, от малой до большой психиатрии (а те, кто любит эзотерику, знают, что почти во всех учениях переживание отделенности от мира и одиночества считается самой глубинной проблемой, присущей человеку по факту его человечности). Депрессия, ПТСР, то, что называют пограничным расстройством личности и нарциссическим расстройством личности – все это сопровождается стыдом, самоуничижением, проблемами с самооценкой. Эти расстройства могут сочетаться друг с другом. И даже при шизофрении голоса в голове преимущественно критикуют человека, который страдает от этой болезни – часто последними словами, приглашая убить себя.

Это, конечно, не повод срочно ставить себе диагнозы (диагнозы — это работа психиатра, психологи не имеют на это права и достаточных компетенций, у них другая работа). Я рассказвыаю это лишь с одной целью: важно понимать, что самоедство порой имеет очень глубокие корни.

Оно может быть верхушкой айсберга, а под водой – ранние травмы в отношениях с родителем, или даже физиологические предпосылки (или и то, и другое) – другими словами, то, что в клинической психологии называется нарушениями, расстройствами и заболеваниями. И, если что, это не про то, что человек – псих. Это про то, что ему очень-очень трудно, даже если внешние причины для этого неочевидны.

Но в то же время и общество культивирует посылы: «быстрее-выше-сильнее», «ненавидь себя и преуспеешь», «соберись, тряпка» и так далее. И это отдельный фактор, который и сам по себе способен стать причиной психологических трудностей.

Нет, я не хочу сказать, что достижение целей, которые вдохновляют и зажигают – это что-то плохое. Напротив, любимая деятельность – это одна их самых вдохновляющих вещей в жизни («любимая» тут – ключевое слово). Но стресс, связанный со сравнением себя с другими, конкуренцией, повышенной нагрузкой и стремлением к «чужим» целям – и правда может свести с ума. Даже без трудного детства. В этой ситуации освоение практик осознанности, навыков доброго и поддерживающего самоотношения и построение поддерживающей среды может довольно быстро улучшить жизнь и остановить трату сил на поедание себя, что позволит использовать их конструктивнее.

В ситуации же с глубинными проблемами может потребоваться многолетняя терапия у компетентного специалиста (а часто и фармакологическая поддержка). Впрочем, даже и эти специалисты стопроцентного решения, мягко говоря, не гарантируют. Чаще говорят о компенсации или о незначительном прогрессе.

Марша Лайнен (Marsha Linehan), прекрасный автор и психолог, которая многие годы лечилась от серьезных психических проблем и затем разработала терапевтический подход D.B.T для работы с пограничным личностным расстройством, и работала с самыми сложными, суицидальными пациентами, пишет:

«Мы, люди, страдающие от этих расстройств, можем жить полноценной, счастливой, продуктивной жизнью, если у нас есть нужные ресурсы. Что это за ресурсы? Это лекарственные препараты (обычно), психотерапия (часто), некоторое количество удачи (всегда) и, главное — внутренняя сила, необходимая для того, чтобы если не изгнать насовсем своих внутренних демонов, справиться с ними. По словам бывших пациентов, эта сила может рождаться в самых разных местах: в любви, в прощении, в вере в Бога, в многолетней дружбе».

То есть даже в случае индивидуальной терапии неизбежна огромная собственная работа с привлечением всевозможных ресурсов.

С трудностями такой глубины приходится сталкиваться не каждому. Но и депрессия и ПТСР – это не редкие, увы, истории. Сейчас, к счастью, говорят об этом спокойно.

В общем, хорошо понимать, что «внутренний критик» может быть не только «помехой в голове», но и признаком более серьезных сложностей.

Но и в этом случае развитие доброго отношения к себе – в помощь. Хотя бы потому, что помогает не ненавидеть себя за то, что слаб в чем-то в какой-то момент – и не разрушать еще больше, а искать конструктивные решения ситуации. И иметь больше сил для того, чтобы ее выдерживать. Но один только тренинг навыков может оказаться не единственной работой, которая необходима при встрече с критикующим голосом.

Чего точно не стоит делать – критиковать себя за то, что критикуешь себя. Или сердиться на себя за то, что тебе плохо. Тут необходима контринтуитивная реакция: не идти на поводу у критикующего голоса, а относиться к себе по-доброму, невзирая на несовершенство, и желать себе самого лучшего – и двигаться в его направлении. Маленькими шагами.

Оставаться на своей стороне даже в нерадужные моменты – и вести себя туда, где будет лучше.

А не бросать себя там, где плохо.

И бонусом, если вам нужно – отличный текст про историю Марши Лайнен, который повествует о том, что если там себя не бросать, то выбраться можно и оттуда. Он в полной версии текста – на сайте (ссылка в первом комментарии).

PS: Кстати, вряд ли получится заставить «внутреннего критика» замолчать навсегда в любом случае – а вот снизить его влияние можно, и для этого существует множество способов.»

Источник

Posted in blog | Tagged , | Leave a comment

Cвобода быть собакой

Откуда внутри берется #правобыть, право быть собой, право быть свободным? Нередко головой понимаешь, что можно, но внутреннего разрешения все равно нет. Иногда помогает взгляд со стороны других и через других: если они могут дать себе это право быть, если они предоставляют такое право другим рядом с собой — то и я могу тоже посметь.

Один человек, с которым мы работаем, растит щенка — и поделился вот такими идеями про права собаки.

И это не «если даже у собаки есть права» (сказать так было бы слишком антропоцентрично). И у собаки есть права. И у человека есть права.

 

 

 

 

 

 

5 СВОБОД СОБАКИ

«Прежде, чем бороться с проблемой, надо наладить жизнь собаки. Не изменив ее жизнь, вы ничего не сможете сделать с ее поведением.

Основной постулат благополучия животных гласит, что любой домашний питомец имеет право на «5 свобод».

Свобода от голода и жажды

Собака должна питаться порционно, иметь доступ к свежей воде 24 часа в сутки. Ее питание должно быть сбалансировано, не быть излишним или недостаточным. «Воющие собаки» зачастую плохо переваривают пищу и с трудом набирают вес. Раздельное питание небольшими порциями благотворно влияет и на поведение собаки.

Свобода от болезней

Собака должна быть здоровой, не испытывать боль. Хозяин обязан проводить своевременную профилактику – делать прививки, давать собаке глистогонное, а также давать витамины и пробиотики, когда это необходимо.

Свобода от дискомфорта

У собаки должно быть свое место в доме (даже если ей разрешено лежать на вашей кровати, у нее должен быть свой лежак!). Сядьте на ее лежак с книжкой и постарайтесь провести там 1-2 часа. Если вам не удается спокойно почитать по той или иной причине, значит и собака на этом месте не чувствует себя комфортно. Ей нужно выделить другое место.

Свобода быть собакой (свобода осуществления видоспецифичного поведения)

Собака должна гулять 2-3 часа в день и, если возможно, то больше, но никак не меньше. Собака должна общаться с сородичами. Если из-за поведенческих проблем она этого делать не может (агрессия, трусость), нужно заняться и решением этих проблем.

Свобода от горя и страданий

Именно для того, чтобы дать собаке ее законное право на эту свободу, мы и занимаемся коррекцией ее поведения. Решая ее проблемы, мы освобождаем ее от страха и волнений.»

Источник: Софья Баскина, Школа прикладной этологии

 

Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment

О саморегуляции при болезни

На одном из своих семинаров эмбодимент-практик Пол Линден как-то  говорил (с мягкой иронией), что «если вы заболели болезнью Паркинсона, надо вернуться на 20 лет назад и начать заниматься айкидо».
Паркинсон был у него диагностирован уже 16 лет назад, и он сумел с ним совладать и продолжить деятельность (хотя медицинский прогноз обычно намного печальнее). По ссылке видео, где он рассказывает. Вот здесь немного о том, как он понимает смысл болезни и какое возможно к ней отношение:  http://olgazotova.com/paul-linden-quote/

Готовясь к экзамену по клинической психологии, встретила такой пример, который многое объясняет — про важнейшую роль саморегуляции именно для таких случаев. Приведу отрывок целиком.

***
Вопрос: Прочтите отрывок из научной автобиографии А.Р. Лурия «Этапы пройденного пути»:
«Выготский раскладывал на полу кусочки бумаги и просил больного перешагивать через каждый из них. Произошло удивительное явление. Больной, который только что не мог сделать самостоятельно более двух или трех шагов, долго ходил по комнате, перешагивая через кусочки бумаги, как будто бы он шел по лестнице».

О каких больных идет речь? Объясните этот опыт с позиций теории построения движений Н.А. Бернштейна.

Ответ: Речь идет о больных паркинсонизмом. Компенсация двигательных нарушений оказалась возможной на основе реорганизации психических процессов, которые пациент использовал при ходьбе. Деятельность была перенесена с подкоркового уровня С, где находились очаги поражения, на уровень более сохранной коры больших полушарий, то есть на уровень D.
Этот прием используется в реабилитационном процессе при восстановлении двигательных функций.

Построение движений по Н.А. Бернштейну:

А – руброспинальный, палеокинетический (тонус, дрожь, вибрато, удержание позы в полетной фазе прыжка)

В – таламопаллидарный, уровень синергий и штампов (взаимное положение и движение разных частей тела, плавность в рамках одного движения, потягивания, мимика)

С – Пирамидно-стриальный, уровень пространственного поля (целевые движения «куда и откуда», точность, приспосабливание к форме, весу, геометрии и дальности объекта, ходьба, бег, прыжки в длину/высоту, акробатика).

Д – теменно-премоторный, уровень предметных действий (рисование карандашом, писание мелом, работа пилой)

Е – префронтальный, или уровень интеллектуальных двигательных актов (речь, письмо, азбука Морзе, дактиль)

Далее опыт Выготского-Лурия строился так:
Continue reading

Posted in blog | Tagged | Leave a comment

Телесные ответы на вызовы родительства

В июне 2018 я принимала участие в онлайн-марафоне «Телесный интеллект и телесная осознанность» с темой «Когда ваш ребенок сводит вас с ума. Телесные ответы на вызовы родительства». Про то, как это вообще возможно, быть спокойным и устойчивым родителем?

Как следует из этой картинки, с каждым годом все возрастают требования к тому что значит быть «хорошим родителем», причем эти требования не только внешние, но и внутренние — и самому хочется быть тем самым если не идеальным, то хотя бы просто хорошим родителем (какого, возможно, очень не хватало в собственном детстве — и тем ответственней кажется эта задача).

Ну а чем выше требования к «хорошести», тем легче свалиться в «плохость», чувство вины, бессилие, несостоятельность и злость — и на ребенка и на себя. Все эти чувства буквально поджидают современного родителя на каждом шагу. А еще бывает особый коктейль родительских чувств — одновременно беспомощность, что это с ребёнком происходит, а я не могу исправить (его истерику, плохое поведение, неспособность) — и злость, что он меня вынуждает так чувствовать — и сразу же вину или стыд за все это сразу. И «вишенкой» на бокале — практика сравнения: вот у «нормальных» родителей дети-то так себя не ведут:) (Уф! тут важно выдохнуть и встряхнуться.)

Вот с этими «пучинами родительства» мы и разбирались. Практиковали через телесные упражнения навыки возвращения устойчивости. Возвращения к тому/той себе, какой хочется быть, когда быть мамой/папой/преподавателем/воспитателем в радость, когда этот контакт наполняет обоих.

Презентацию можно посмотреть здесь:

Скачать презентацию (pdf)

Практики, которые я там предлагаю, мы пробовали с моими клиентами в индивидуальной терапии, когда они обращались с запросами про сложности с детьми или родительское выгорание. Из возможных вариантов постаралась выбрать самые компактные микро-практики, чтобы их можно было делать «налету». Хотя иногда признаться себе «я не могу» прямо сейчас, взять таймаут, выйти хотя бы на пару минут в другую комнату, чтобы восстановиться — важный родительский навык, от которого лучше станет всем))

Потому что родительство дело такое — как бы ты не подготовился, всегда будет что-то новенькое и неожиданное, только как-то адаптировался и научился справляться, опа! — а человек уже вырос, старые методы не работают. Но можно быть к этим непрерывным изменениям чуть более готовым. И собственное тело может в таких ситуациях стать хорошим другом, которое не подводит, а вовремя сообщает: «ты в стрессе» — «так бывает» — «это не конец света» — «пора позаботиться о себе» — «давай вспомним что-то хорошее».

Posted in blog | Tagged , , | Leave a comment

Про любовь как основу навыка

Хотела сначала запостить это в сообщество Embodiment Russia | Интегральная телесность (там про телесность и жизнь), а потом решила, что это гораздо шире:

Не стопы для обуви — обувь для стоп
Не тело для одежды — одежда для тела
Не ученик для учебы — учеба для ученика
Не человек для работы — работа для человека
Не женщина для мужчины — и не мужчина для женщины — человек для человека (если договорятся)

И так далее, можно продолжать!

И еще тут про любовь как основу навыка:

«Чтобы хорошо подбирать себе обувь — нужно любить форму своих стоп.

Наше восприятие так устроено, что если мы что-то не любим, мы хотим от этого быть подальше, не замечать, не видеть, не слышать. Мы отворачиваемся от объекта нашего отвращения и лишаем его права существования в нашем пространстве. А если мы что-то любим — мы хотим это притянуть поближе. Мы по мельчайшим признакам находим объект своей любви и рвемся к нему через препятствия.

Так как идеальная обувь по форме очень похожа на форму ваших стоп, то нам нужно развить процесс моментального узнавания определенной формы. Если мы свою стопу не любим, считаем не правильной, не красивой — обувь, которая похожа на нашу стопу, будет казаться нам ужасной. И даже если разумом мы будем понимать, что именно вот эта пара хорошо сядет, наши эмоции будут бунтовать и страстно желать купить красивую, хоть и менее подходящую модель.»

Статья: «Чтобы хорошо подбирать себе обувь, нужно любить форму своих стоп».

 

Posted in blog | Tagged , | Leave a comment

Дети начинают мыслить логично раньше, чем говорить

Мой любимый тип психологических исследований: доказать то, что уже в принципе понятно. Снова о том, что дети — умные.

Статья в Scientific Ameriсan о том, что годовалые дети мыслят логично, и что логика формируется раньше овладевания языком.

Фото:

Для меня это стыкуется с исследованиями из теории привязанности. Там о том, что стиль привязанности (безопасная / избегающая / тревожная / дезорганизованная) формируется уже к полутора годам. То есть уже к этому возрасту на основе произошедшего с ними опыта взаимодействия дети делают выводы о мире — на основе того, как с ними обращаются. И внутри мира, в котором живет ребенок, эти выводы абсолютно логичны.

«Со мной так обращаются» => «лучше держаться от людей подальше» или «отношения — это больно, избегай их».

«Единственный, кто меня может утешить — другой человек» => «без других людей я не выживу», «всегда ищи другого для утешения».

Чего дети не знают — так это то, что их выводы основаны на очень неполном знании о мире:

1. У них слишком маленькая выборка. Два человека (мама и папа = 100% людей вокруг) — далеко не весь мир. В мире можно найти разное. В том числе — «своих», поддерживающих людей. Можно будет найти — иногда лет через 15-20. Да, для этого надо не сдаться и продолжить искать.

2. Мир продолжит меняться. Ты сам продолжишь меняться. Если ты сейчас не можешь это выдержать, это не значит, что не сможешь и дальше.

***

Если вы хотите поиссследовать на практике свои устаревшие убеждения (теперь — хотя когда-то, в силу личной истории, они были очень логичными и обоснованными), то можно воспользоваться письменной практикой Дарьи Кутузовой про «убеждения, отправленные в отставку»http://interesno.co/mag/266866729be7

 

Posted in blog | Tagged , , , | Leave a comment

Почему не бывает неправильной реакции на смерть

Наконец стали появляться статьи, в которых сложным событиям позволяют оставаться сложными, и не навешивают однозначных дигнозов и рецептов «правильных» стадий и способов — переживать, например.
«Сложно представить себе, что все отношения между людьми можно уместить в одну «удобную» схему (хотя многие и пытаются) — но с отношениями с умершими близкими (которые не заканчиваются после их ухода из жизни) это происходит регулярно. Тема смерти по-прежнему остаётся табуированной, её боятся обсуждать — а значит, вместо реальных историй мы слышим о социально приемлемых клише. Правда в том, что единственно «уместного» способа переживать горе не существует — так же как нет единственно «уместного» способа справляться с трудностями и тяжёлыми событиями в жизни. Все мы имеем право переживать боль и утрату так, как легче и комфортнее, — иногда полезно вспоминать, что стандартного рецепта нет.»

Wonderzine. Прощай, грусть: почему не бывает неправильной реакции на смерть.

Posted in blog | Leave a comment

Само-организация для людей хаоса и иррационалов: быть собой в мире структуры

http://anub.ru/uploads/02.2010/3636_06.jpg

Жили-были мыши и все их обижали. Как-то пошли они к мудрому филину и говорят:
— Мудрый филин, помоги советом. Все нас обижают, коты разные, совы. Что нам делать?

Филин подумал и говорит:
— А вы станьте ежиками. У ежиков иголки, их никто не обижает.

Мыши обрадовались и побежали домой. Но по дороге одна мышка сказала:
— Как же мы станем ежиками? — и все побежали обратно, чтобы задать этот вопрос мудрому филину.

Прибежав, они спросили:
— Мудрый филин, а как же мы станем ежиками?

И ответил филин:
— Ребята, вы меня ерундой не грузите. Я стратегией занимаюсь.

В мире, где правят «ежики», где поддерживается и вознаграждается один тип поведения (например, структура, последовательность, рациональное мышление) другой тип поведения и мышления будет осуждаться или даже наказываться. Вспомните, каково приходится школьникам.

Самое первое, что важно сделать, если вы «мышь» — перестать себя осуждать (ругать, гнобить, третировать, степень обвинения подставьте по вкусу) за то, что вы «мышь». Это не значит, что вы всегда таким будете, что нельзя освоить новые навыки — но сейчас это так.

Полезные ссылки про тайм-менеджмент и само-организацию для тех, кому не подходят традиционные системы тайм-менеджмента:
http://interesno.co/mag/96d13bb8d8d4 — про «Людей хаоса», статья Валентины Габышевой

https://big-frog.livejournal.com/90458.html — Тайм-менеджмент для иррационалов

Posted in blog | Tagged , , , | Leave a comment

Про успех, усилия и результат

Очень созвучный текст моей коллеги психотерапевта Елены Станковской про соотношение усилий и результата. Процитирую целиком.

«Важный вопрос к себе, когда я ставлю цель. Мыслю ли я её в терминах внешних результатов или непреклонности собственных усилий?

Наверное, многие знакомы с правилами целеполагания. Хорошо сформулированная цель конкретна, реалистична, достижима, личностно значима, а её реализация измеряема. Все пункты хороши, но нуждаются в пояснении.

Достижение цели — это всегда танец наших усилий и внешних обстоятельств.

В своей деятельности нам приходится быть партнёрами с миром. Мы не можем сделать успех из одних лишь себя. Нам нужны попутный ветер и прочие «секретные» ингредиенты. Простые примеры: я не могу выдать себе визу, я могу лишь собрать для неё документы; я не могу успешно сдать экзамен, я могу лишь к нему подготовиться; я не могу «сделать» своё выздоровление, я могу прилежно лечиться. Строго говоря, я не могу гарантировать, что куплю хлеб в магазине — лишь то, что я приложу все усилия, чтобы его купить.

Иногда разница незаметна. Вероятность не встретить в магазине хлеб сейчас не так велика. Однако последствия у этой ориентации на успех бывают весьма плачевные.

Когда формулирую цель в виде достижения результата, а не «достижения» усилий, я начинаю требовать от реальности гарантий, которых она не предполагает. И «гарантированный результат» здесь только один — моё напряжение; и часто — тревога.

Если у человека есть история про то, что не достичь успеха «нельзя», стыдно или плохо, то с большой вероятностью результатами будут: избегание, откладывание задач и плохие отношения с собой.

«Но ведь иначе — бесконечный процесс и сплошное «я постараюсь», — возможно, возразят многие. Нет. Всего лишь ответственное обхождение с собой и с миром. Я беру в руки то, что от меня действительно зависит, — мои усилия, выборы и действия.

Мы ответственны только за то, в чём свободны.
Поэтому я беру ответственность за свою часть танца, но беру её полностью. И доверяю миру его часть танца, обещая себе танцевать от души

Posted in blog | Tagged , | Leave a comment

Про историю появления «голосов в голове»

Про (пред)историю появления «голосов в голове». Оказывается, от римлян ведем им счет. Бесчисленны терапевтические техники, помогающие найти согласие между разными голосами, которые действуют как Лебедь, Рак и Щука, а воз и ныне там.

По большому счёту, что угодно, направленное на интеграцию, будет так или иначе работать. Худой мир лучше доброй ссоры, лучше знать, что какая-то условно «часть себя» блокирует или саботирует вроде как принятое решение — хотя бы не удивляешься своему «очень хочу, но почему-то не делаю». Опять же, если кто-то во «внутренней команде», как я ее иногда называю, безутешно рыдает или смертельно напуган — далеко не уедешь. Приходится останавливаться и разбираться.

А после этого поста я задумалась о том, как часто мы во внутренней реальности смешиваем сразу обе концепции — голосов как выражения божественного и голосов человеческих. Получается каша и внутреннее притеснение: одному голосу мы мы присваеваем статус «божественного» (сверхважного, ценного), это могут звучать старые «боги», голосами «надо» (например, продолжает в человеке говорить Мама или Учительница), хотя это может быть и наоборот, голос «самореализации» или «хочу» — а другие оказываются притесняемыми. Причем притесняться может как что-то новое, «творчество» или «легкость», так и «стабильность», «взрослость», «безопасность» — вещи может и скучные, но вообще говоря, нелишние в жизни.

Из этой логики понятнее, почему терапевту лучше занимать позицию «не-знания», внимательного и неангажированного модератора и просто исследовать вместе, разбираться — потому что как обычно —#бываетпоразному

Alik Kokh

«Недавно узнал (если это банальность — то пусть меня простят мои более образованные друзья) следующую вещь, которая меня не отпускает уже несколько недель.

Оказывается, если бы мы встретились с древним греком, то мы бы посчитали его идиотом и не смогли бы найти с ним общего языка и точек соприкосновения. А с древним римлянином говорили бы практически без какого-либо культурного разрыва, как со вполне современным человеком.

Все дело в том, что древние греки считали, что тот внутренний голос (голоса), который(е) ведут постоянный диалог внутри нас — это голоса богов, которые определяют наши поступки.

Увидел красивые ножки: вот бы с ней закрутить интрижку! (это со мной говорит либо обольстительная Афродита, либо сластолюбивый Эрос), но она на меня даже не посмотрит, я стар и беден (это мне подсказывает мудрая Афина). Но денег можно заработать! (это мне предприимчивый Гермес советует). А можно прославится в бою и таким образом завоевать ее симпатии (тут уж само-собой воинственный Арес) и т.д.

То есть человек — это поле битвы богов. Сам по себе он — всего лишь ристалище, на котором сталкиваются их воли. И человек ведет себя в каждую конкретную минуту в соответствии с волей того божества, который в данную минуту доминирует в этой многолетней схватке, которая заканчивается лишь тогда, когда Харон отвезет вас на другой берег Стикса…

Фундаментальный прыжок, который высвободил человеческую волю из этого плена и дал ей настоящую свободу, совершили именно древние римляне. Они с римской простотой и рационализмом отвергли древнегреческий концепт. И предложили другой: все эти голоса — это никакие не боги. Это я сам. Это я так мыслю. Все эти диалоги — не более чем просто способность мыслить.

Нет, боги, конечно существуют. И если ты хочешь прожить правильно, стать богатым и здоровым, то надо уметь узнавать их волю. Для этого существуют предсказатели, потифики и авгуры, которые тебе ее смогут более-менее точно описать.

Но выбрать вариант поведения ты можешь только сам. В своей голове. Ты можешь ошибиться, а можешь, напротив, поступить правильно. Но это ты. Ты не раб воли божеств. Ты сам обладаешь своей собственной, отдельной и свободной волей. И сам отвечаешь за результаты своих поступков.

Собственно это изгнание богов из своей головы, совершенное древними римлянами, и дало современного человека. Именно тогда и появилось то самое индивидуальное сознание в его законченном и целостном виде, которое мы сейчас воспринимаем как нечто само собой разумеющееся.

Кстати, я до сих пор не знаю какой из этих двух концептов (древнегреческий или древнеримский) — истинный. Ведь это не более чем конвенция. Люди так договорились считать. А как на самом деле — никто не знает…»

 

Continue reading

Posted in blog | Tagged | Leave a comment