Вот интересно, почему иногда ходишь, ходишь куда-нибудь на занятия, стараешься, а результат, внутренний и внешний — ну есть какой-то, но не так чтобы распирало. А потом сделаешь перерыв, придешь через пару месяцев — и вау! оказывается я все это люблю, в этом столько удовольствия и смысла!
Это к тому, что очень кстати я вчера попала кна занятие по композиции в импровизации.
Одно из упражнений — просто по теме, занимающей последнее время — как моделировать самое себя. Очень простая установка (wording примерный): «Представьте, что вы не просто танцуете, а как будто повторяете движения самого лучшего себя, который находится где-то там, за сценой, невидимый. И вы танцуете самый лучший свой танец».
Do you best, но не в смысле «делайте лучшее, что можете», а в смысле you are doing your best, вы уже делаете лучшее, что вы можете, прямо сейчас. Идеальное настоящее, да, но не к которому стремишься — а которое и правда прямо сейчас происходит.
О, that makes the difference. И это очень заметная для меня разница. Прелесть танца, в отличие от многих других занятий, где можно скатиться в wishful thinking и продолжать ни хера не делать в том, что ты уже танцуешь. И остается вопрос — в каком состоянии? Здесь состояние — это наше все. Определение качеств, которые создают разницу, конечно убьет часть неопределимых неразделимо-цельных ощущений, но все же: эта самая лучшая я никуда не спешит, движения у нее размеренные и наполненные. Она не боится оказаться не такой, какой хочет казаться или какой ждут (чего бояться — она же уже самая лучшая) и поэтому никуда не спешит. Она успевает подумать, заметить партнеров и все, что вокруг. Она слишком занята тем, что происходит прямо сейчас, чтобы волноваться по поводу будущего, хотя открыта его новым возможностям. Это все слова, а на самом деле необъяснимая разница состоит в том, что у руки или ноги, которая движется из такой вот рамки другой (более плотный) вес, другая (более внятная) траектория, а по поводу смысла никто не парится и он проявляется сам.
***
Искусства перфоманса (и не только?) — быть одновременно в трех позициях: я (изнутри присутствовать в своих ощущениях), ты (видеть-чувствовать партнеров), оно (видеть все это со стороны так, как это видит зритель). Четвертая еще, добавляют — видеть это так, как это видит бог-мир. Интегральность, короче. Но в перфомансе что хорошо, что все эти умные слова типа интегральности можно изнутри на собственной шкуре проверить, и шкура — она не врет. Иногда она слишком толстокожая, чтобы различать тонкости, но это тренируется (muchos anos…)
***
Моментальная наглядность — с этим хочется что-то сделать. Смоделировать этот доступ к самому лучшему себе в любой момент времени.