Хороший текст на важную тему: про стыд собственного тела, откуда он берется и что с этим делать. Он написан через призму женского опыта, но механизмы «взращивания» этого стыда действуют в равной степени и на мужчин, и на женщин.
Перевод статьи из Haffington Post «Not-so-sexy origins of body shame».
Перевод Ольга Зотовой
«Почему нам стыдно за то, что наше тело «не слишком сексуально»?
Доверие к телу – это то, с чем мы рождаемся, и что по ходу жизни у нас грабительски отнимают – под влиянием культуры, родителей, медиков, и это лишь некоторые возможные причины. Мы не даем на это согласие. Мы оказываемся еще слишком молоды, чтобы понимать, что происходит, когда тон и истории (нарративы) о нашем теле начинают меняться. А потом со временем мы помещаем реакции других людей на наше тело внутрь себя, начинаем рассматривать их как свои собственные — и это приводит к дистанции от собственного тела, уверенности в том, что с нами что-то не так, и это «не так» необходимо исправить. Мы больше не невинны, мы теперь ответственны за исправление того, что другие считают проблемой.
А вы знаете когда вы начали терять доверие к своему телу?
Для большинства людей этот момент наступает в подростковом возрасте. У женщин это может быть связано с тем, что девочки обычно набирают некоторый вес перед появлением первых менструаций, но многие люди не знают, что это нормальный и естественный процесс. Это именно тот момент, когда некоторые родители и медики рассматривают набор веса как патологию, когда другие дети начинают дразнить нас, и мы пробуем свою первую диету, часто при поддержке значимых взрослых. В своей книге «Еда под лунным светом» (2000), клинический психолог Анита Джонстон пишет:
«Так же как у древних народов существовал специальный ритуал для девочек, у которых начинались месячные, призванный отпраздновать их становление женщиной, в современном обществе есть свой ритуал для девочек-подростков, обозначающий их вход в мир женщин. Он называется диета.»
Разве вам не хочется кричать от возмущения?
В дополнение к тому вниманию, которое мы получаем по поводу нашего веса, у нас растет грудь, бедра округляются, и наши тела начинают трансформироваться в сексуальных существ. Нам достается непрошенное внимание от незнакомцев на улице, друзей брата, отцов и одноклассников. Мы еще недостаточно зрелы, чтобы справиться с этими посланиями (вне зависимости от того, нравятся они нам или нет), и у нас недостаточно уверенности в себе, чтобы защитить себя и чувствовать себя в мире безопасно. Эта власть предоставляется нам задолго до того, как мы к ней готовы и подтвердили согласие ее иметь.
С учетом всего этого внимания у нас не так много времени (или приватности), чтобы соединиться со своей сексуальностью, потому что мы теперь сексуальные объекты, и наш фокус перемещается с собственных желаний на то, вызываем ли мы желание.
Кэролин Кнапп, автор книги «Аппетиты» (2003), говорит:
«мы разворачиваем свой взгляд на внешний мир вместо внутреннего и учимся переживать свое тело как объект вне своего «я», как нечто, чем женщина обладает, нежели то, кем она сама является. Мы разделяем тело на все более мелкие части – каждая из которых тщательно оценивается и подвергается сравнению, каждый изъян тщательно изучается и в итоге преувеличивается, причем каждая часть значительнее, чем сумма частей. Большая ли у меня попа? Достаточно ли плоский мой живот? Считают ли люди меня симпатичной? Хотят ли меня мальчики?» Анита Джонсон говорит: «Она покупается на миф, что её сексуальность происходит из того, что «она красивая», вместо того, чтобы понять, что ее красота рождается из сексуальности.»
И конечно, совсем не удивительно, что расстройства пищевого поведения очень часто начинаются именно в это время. Многие из нас придут к тому, что будут одержимы диетами и фитнес-планами, которые в итоге обещают подарить нам желаемый тип тела. При этом немногие хотят быть просто сексуальным объектом, и нести с собой травму непрошенного внимания из того времени, когда мы были слишком молоды, чтобы понимать, что происходит. И все это ставит нас в затруднительное положение, потому что мы — женщины, живущие в важный переходный период, и мы хотим, чтобы нас воспринимали серьезно.
Вирджи Товар говорит:
«Когда люди говорят, что они хотят похудеть, они часто имеют в виду: я хочу, чтобы меня уважали. Я хочу быть любимым. Я хочу быть увиденным. Я хочу освободиться от страха и отвращения к себе. Культура потери веса никогда не даст нам этого, потому что основана на системах, в основе которых лежит страх/ненависть, таких как сексизм, расизм, классовая иерархия и дискриминация по телесным возможностям».
И становится понятно, что мы оказываемся в очень запутанной ситуации, в которой все же пытаемся как-то сориентироваться, где-то на перекрестке между нашими телами, едой, сексуальностью, удовольствием и тем, чего мы действительно хотим.
И вот мы ищем собственное достоинство (worthiness, «ощущение себя стоящим») там, где его не найти. Мы используем еду и свои тела самыми разными способами, способными отвлечь нас от правды жизни. Кто-то сжимается, кто-то распускается, кто-то обжирается, кто-то ограничивает себя. Кто-то постоянно меняет партнеров, а кто-то избегает интимности любой ценой.
И в конце дня мы все равно чувствуем себя опустошенными, потому что наше достоинство не там, это нечто, что произрастает изнутри. Это не пара обуви, не размер джинсов и не плоский живот. Оно не в количестве людей, которые сочтут вас пригодными для секса. Это нечто, что мы взращиваем из глубины в центре своего существования.
И пока мы не начнем задавать правильные вопросы и искать то, что нам действительно нужно там, где мы действительно можем это найти, мы будем в плену бесконечного цикла диет и расстройств пищевого поведения, соглашаясь на такую довольно посредственную жизнь, вместо того, чтобы войти в свою полную силу, силу совсем другую , нежели та, которая доступна, пока мы просто пользуемся своими телами.
Автор популярной колонки «Dear Sugar» Шэрил Стрейд задает в заголовке своим читателям провокационный вопрос: «Что по тут сторону крошечной глобальной революции, в которой вы двигаетесь от ненависти в сторону любви к вашей собственной коже? Какие плоды несет это освобождение?»
Стрейд отвечает так: «Мы не знаем этого – как представители культуры, гендера, отдельные люди, как вы и я. Тот факт, что мы этого не знаем, является одной из настоящих неудач феминизма. Мы отвоевали себе право влиять на собственную жизнь, мы дали себе власть, мы получили восторженные отклики, но мы так и не перестали беспокоиться о том, как выглядит наша попа в джинсах. И для этого есть масса причин, многочисленные сексистские аспекты, конечно же, вносят в это вклад. Но в конце концов, как и во всем, изменение зависит от нас».
Это правда. Изменение зависит от нас!
Разрешение любить свое тело любого вида и размера не придет из сегодняшней культуры в ближайшее время. Патриархальный строй потеряет очень многое, если женщины прекратят бесконечно стремиться к идеалу худобы, да и индустрия фитнеса и диет этого тоже не переживет.
Настало время положить конец этому безумию и потребовать обратно доверие телу, чтобы мы могли помочь молодым людям вырасти вне сегодняшней токсичной культуры и сосредоточиться на более важных вопросах, таких как:
Что приносит мне удовольствие и удовлетворение?
Как я хочу прожить свою жизнь?
Что я хочу выразить в этом мире?
Как я могу воплощать свою силу и сексуальность?
(How can I stand in my power and embody my own sexuality?)
В своих мемуарах «Да, пожалуйста» (2014), Эми Полер пишет:
«Если вам повезет, в вашей жизни настанет момент, когда вы точно сможете сказать, что будет вашей твердой валютой. Я достаточно рано решила, что это точно не будет моя внешность. Я потратила целую жизнь на то, чтобы прийти к согласию с этой идеей, и могу сказать, что сейчас мне это удалось процентов на 15-20. И я думаю, что это большой прогресс.»
Переключение от ненависти к любви это процесс, иногда очень длительный, но он стоит времени и усилий.
Хорошая новость заключается в том, что движение за позитивное отношение к телу («боди-позитив») набирает обороты. Все больше и больше женщин отказываются от диетического образа мышления и обращают свое внимание на более важные вещи, чем идеал худобы.
И хотя внимание СМИ помогает, революционное движение от ненависти к любви по-настоящему начинается с разговоров, которые вы ведете дома, на работе, на улице. Оно начинается, когда вы ужинаете с подругами и решаете говорить о более важных вещах, чем о том как «похудеть к лету». (К слову, нет никакого «летнего тела», ваше тело это тело на все времена года!). Революция начинается тогда, когда вы отказываетесь участвовать обсуждать чье-то тело или очередную диету; когда вы защищаете свои границы, если кто-то комментирует ваше тело или вашу еду, отвечая что-то вроде: «У вас нет права говорить о моем теле. Мое тело – мое дело.»
Это может произойти, когда вы обратитесь к собственному телу с сочувствием и будете слушать его с добротой и любопытством.
Выбрать этот путь означает быть первопроходцем. Вы впереди колонны. Вы как рыба, плывущая против течения, когда все остальные поддаются потоку.
Но это придает гораздо больше сил, чем поддерживать статус кво.
Это место, где вы обретете свободу и построите прочный мир со своим телом.
Давайте двигаться вперед, вместе. Представьте свободу – для себя и всех вокруг.
Позвольте прийти мягкости. Покажите нам ее.
Чтобы быть свободными, нам всем нужно прийти к очень большому сочувствию к телу. В сегодняшней парадигме это будет вызывающе смелый разговор, но тому, кто жаждет правды и интуитивно чувствует путь к свободе, это открытие подарит неописуемый восторг. Мы все должны пойти первыми.»
Ссылки по теме:
«Про вес и счастье»
Про позицию боди-нейтралитета
Личный опыт: Актриса Лу Брили об отношении к собственному телу
«Как разговаривать с дочерью о теле?»
Об «интуитивном движении»
СМИ на тему:
«10 статей, которые помогут полюбить свое тело»
«Что делать, если вы недовольны своей внешностью»
«Как найти себя в истории красоты»
Соматические и эмбодимент-практики могут быть хорошей поддержкой новых, более предпочитаемых отношений с собственным телом. Подробнее о соматическом подходе здесь. Если вы хотели бы поработать с этой темой со мной, пишите.