Выполняя данное обещание, перескажу историю про оказавшихся не такими хорошими студентов семинарии — историю, которую Глэдвелл рассказывает в «The Tipping Point», в главе про силу контекста.
В эксперименте участовала группа студентов семинарии. Ученые встречались по одному с каждым из студентов и просили их подготовить небольшое выступление на одну из библейских тем, а затем пойти в другое здание на территории университетского кампуса и рассказать ее.
На пути между зданием, в котором им выдавали задание и зданием, в котором нужно было читать лекцию, на аллее они натыкались на человека с опущенной головой, закрытыми глазами, который издавал стоны. Вопрос был, кто остановится и поможет?
В эксперименте было несколько дополнительных переменных. До начала эксперимента студентов просили заполнить вопросник, в котором спрашивалось почему они решили изучать теологию. Была ли для них религия способом личной и духовной реализации? Или это было практический способ нахождения смысла в повседневной жизни? Также их просили подготовить рассказ на разные темы: одну часть группы про взаимосвязь профессионального духовенства и духовного призвания, а другую историю о добром Самаритянине. Также отличались инструкции, которые давали студентам. В некоторых случаях в момент, когда человек уже уходил, экспериментатор смотрел на часы и говорил: «о, вы опаздываете. Они вас ждут уже несколько минут, поторопитесь». Другим говорили: «они будут готовы только через несколько минут, но в принципе вы уже можете идти».
Когда людей просят предсказать в какой группе большее количество людей исполнили роль доброго самаритянина, ответы оказываются очень предсказуемыми. Почти все говорят, что те, кто пришел в семинарию для того, чтобы помогать людям и те, кому только что напомнили это библейскую историю, с большей вероятностью остановятся помочь. Но на самом деле, ни один из этих факторов не сыграл роли. Единственное, что имело значение – находился ли человек в спешке. Из тех, кто спешил, остановилось 10%. Из тех, кто знал, что у них есть еще немного времени в запасе, остановилось 63%.
Глэдвелл приводит этот эксперимент в качестве иллюстрации Силы Контекста. Она говорит о том, что та среда, контекст, в котором оказывается человек, влияет на непосредственное поведение сильнее, чем существующие у человека ценности и качества. Фраза «о, вы уже опаздываете» производила эффект того, что человек, изначально ориентированный на сострадание и помощь, превращался в человека, безразличного к страданиям других. То есть по сути в этот момент превращаясь в совершенно другого человека.
Возможно, это еще связано с тем, что ценности и качества – это не что-то неизменное, это скорее вектор, определяющий поведение, нежели факт. Возьмем преступления (это из еще одной глэввелловской истории, про небывалое падение уровня преступности в Нью-Йорке): есть определенный процент людей, которые совершали преступления, совершают и будут совершать, чтобы ты с ними не делал. И есть процент людей, которые преступления не совершают ни при каких обстоятельствах. А между ними – очень большой процент людей, которые могут и так и так, в зависимости от условий. Все вокруг воруют на работе – и я тоже, а что, это же не воровство, это хозяйственность. Все переходят дорогу на красный свет – и я тоже, а чего стоять, машин-то нет.
Для меня этот еще очень хорошо ложится на идею о том, что таланты и достоинства – это разные вещи. Талант связан с наследственностью, это что-то неизменное. Голос, способность быстро бегать, длина ног, красота (хотя это уже тоже во многом результат умения и состояния :)). Достоинства – это доброта, упорство, искренность, честность, чувство юмора, смелость и т.д. – вечные ценности. Фраза «он зарыл в землю свою доброту» не имеет смысла – достоинства нужна применять каждый раз, чтобы оно работало.
Вот здесь есть вопросник про достоинства. Если вы переплывете через 240 вопросов, есть вероятность узнать что же является действительно вашим. Не знаю, стоит ли верить в возможность измерить доброту с помощью закрытых вопросов, но хорошо, что кто-то хоть попытался. А здесь разные статьи про достоинства.