Посмотрели долгожданных Babies. Все никак не могли собраться в кино, и вот наконец их выложили в сети. Смотрели втроем, с Ильей Константиновичем, который высидел все час двадцать и под конец сказал «опак»! (уже научился говорить «еще», но предпочитает свою версию). Нам понравилось. Только нужно понимать, что это никакое не кино, а документальный фильм, антропологическое путешествие в первый год жизни детей из четырех стран — Монголии, Намибии, США и Японии. Мне кажется, семьи выбраны были вполне средние и показательные, хотя понятно, что в каждой стране есть очень разные слои жизни. В фильме все как в трейлере, только дольше:
Ни в Монголии ни в Намибии жить не захотелось :) Хотя в Монголии потрясающее небо (вот оператор-то оторвался, завидую такому проекту), а в Намибии отличная бижутерия, причем для всех возрастов. Там очень интересно разглядывать детали жизни, но если в целом, то все заставило меня еще раз увидеть насколько же способы родовспоможения и воспитания детей укоренены в культуре, и не имеет смысла их оценивать в отрыве от нее. Но для этого камера и твое восприятие должны отъехать чуть дальше, на несколько лет спустя, когда этот ребенок станет одним из будущих взрослых.
Когда ты видишь посреди какой грязи ползает африканский ребенок, то это с одной стороны расширяет твои представления о том, что такое настоящая грязь и насколько антисанитария может навредить младенцу (и может это убедит бабушку, что бросаться мыть упавшую на пол игрушку не так уж и обязательно?), но с другой стороны понимаешь, что жизнь этого малыша мало чем отличается от его сородичей постарше, и если антисанитария и вредна, то это только один из многих факторов, влияющих на жизнь (для перспективы: средняя продолжительность жизни в Намибии 53 года, в Монголии 68 лет, в США 78 лет, в Японии 82 года, отсюда).
И может быть в первый момент твое сердце сжимается при виде этого монгольского роддома, до боли напоминающего классический советский — яркий свет, кювез, жесткое пеленание. Но потом ты видишь как мама с кульком-младенцем забирается на тарахтящий мотоцикл, как они приезжают в свою юрту, в которой детали традиционного быта — ковры и шкуры на полу, забредающие в дом козы, внутренности только что забитого скота в корыте, перемешаны с какой-то явно дорогой по местным меркам техникой, цветными футболками и кока-колой — и понимаешь, что просто вот так идет здесь процесс индустриализации, резкий скачок из аграрного общества. Пусть местами криво, но для них вот это сейчас — прогресс, безо всякой иронии.
Или когда ты смотришь на американского малыша, в теплой квартире одетого в шапочку, то может быть первой реакцией становится сочувствие — что ж его так закутали-то бедного! но потом ты видишь кадры как те же родители с подросшим ребенком-ходунком идут куда-то в горы, видишь как он смело рассекает, и тогда ты думаешь — ну что, это просто часть культуры взращивания детей в этой части света, вот так сильно трястись над младенцами и от всего их ограждать. А дальше это уже часть культуры и отдельно взятой семьи, что для них «среднее» — ходить в горы, читать книжки или смотреть тв.
Нет, я не думаю, что культура решает все. Даже если свободы воли нет, ее стоило бы выдумать (хотя это уже вполне научный факт — когда мы считаем, что изменения в наших силах мы действуем по-другому и другого можем добиться, вот здесь много об этом, аudio). Но мне кажется, мы часто придаем слишком много значения отдельным способам обращения с детьми — как кормить, как укладывать, как носить/возить. Это очень сильно вопрос того, какой именно метод воспитания принят в это самое десятилетие в этом обществе, в этой группе, с которой ты себя соотносишь — то есть в твоем конкретном подъезде, ауле или интернет-сообществе. И дальше многое зависит от личной степени нон/конформизма, а также значимости конкретного вопроса. Ради чего я пойду против своей деревни? Что у нас сейчас круто — иметь одноразовые подгузники или отказаться от них? Забьют ли меня камнями/комментариями за неправильные взгляды?
Но мне нравится, что сейчас часть культуры — смотреть на youtube-e что там делается в деревне в Намибии и учиться у них тоже. И было ужасно интересно все, что показывали про Японию. Вроде бы узнаваемое продвинутое постиндустриальное общество, но какие-то они другие. И традиции там тоже каким-то странным боком выплывают.
И было занятно обнаружить себя частью глобального тренда — ну то есть мне всегда казалось про BabyContact, что это была такая личная идея, которую вначале мы придумали просто для самих себя — быть с ребенком, но при этом оставаться собой — и вот в этом фильме показывают кусочки таких же групп в Штатах и в Японии, где родители с совсем еще мелкими детьми сидят в кругу на полу, что-то там вместе поют и машут руками-ногами. Мир тесен и мне это нравится :)