Немного заметок с недавнего модуля по работе с Тенью c очередной ступени обучающей программы по интегративной танцевально-двигательной психотерапии у Александра Гиршона.
Перед началом были некоторые, скажем так, концептуальные вопросы о том, что такое эта самая «Тень» и зачем объединять в одном понятии довольно разные вещи – туда помещают и полуавтоматические реакции, и разные негативные чувства-ощущения, и уязвленных-подавляемых-вытесняемых субличностей и персонажей – и возникает вопрос, а зачем это все соединять, ведь эти герои могут сильно друг от друга отличаться, тогда как одной из задач терапии является изначально слепленный ком разлепить (а только уж потом интегрировать). Но с другой стороны, сама концепция Тени юнгианская (т.е. про образы, архетипы, коллективное бессознательное и все такое), так что мерить ее какими-то когнитивными и прочими аршинами сложно и вряд ли возможно. Да и внутренние территории не сказать, что очень уж размерены и изучены по большому, в смысле, глубинному счету. Но поскольку ответить на вопрос «есть Тень или нет Тени» не представляется возможным, это вроде как спорить о наличии души :), так что остается один прагматизм: если такой взгляд на темную сторону своего существа прояснит что-то и жить в результате станет лучше, это уже будет означать, что это «работает», и значит сущность умножена не без нужды.
[PS: а вот и статья в тему – «Каких ответов не даст нейронаука»]
По результатам трех дней могу сказать как клиент: да, помогает. Помогает сама готовность посмотреть на свою темную сторону. Выпускать своих демонов полезно, это почти как пиявки, но не так противно, потому что еще ведь и танец.
В попытке понять предложенную Сашей топографию Тени нарисовала свою картинку. Кажется тут ничего не понятно без пояснений, да и она слишком ровная (а от руки эта рисовалка рисовать не умеет), но пусть будет.
Ну и немного про личные инсайты.
Наши самые cтрашные демоны – это мы сами. Это наверное самое поразительное – не то, что это все во мне есть, а то, что это и есть я. Вот скажем, отзвук с детства возвращающегося ко мне кошмара про необъятное, громадное, поглощающее, размером со вселенную, против которого я микроскопична (звучит лучше, чем ощущается, когда тебе семь лет, и ты пытаешься заснуть в пионерском лагере, а оно наваливается) – обратная сторона меня самой, она же Cерая Муть™, та, что старается поглотить, оно же подмять, оно же объединить, оно же интегрировать весь мир.
В Тени нашей море, просто море энергии. Такой правда, которую еще надо суметь адекватно переработать. Но нам ведь очень повезло, у нас есть сознание, так что при счастливом стечении обстоятельств мы еще можем выбрать что именно из Тени, какие качества и черты мы можем забрать к себе в свет.
Есть еще не демоны, а такие противные противоположности, вызывающие отвращение в других, «не-Я». Как нашедшийся у меня, скажем, «тупой храпящий мужик». Он совсем на меня не похож и неприятен мне что сознательно, что бессознательно, и я сознательно выбираю такой в целом не быть, но как же спокойно ему там внутри, как он не толкает себя ни на какие изменения и челленджи! И даже если я всего лишь возьму у него одну единственную телесную черту – оставлять больше веса на пятках, то какой комфортной может стать моя жизнь! (Посмотрим, на самом деле.)
Есть еще ангелы, которых мы в себе не признаем – наши герои и идеалы, уровня которых, как нам кажется, мы никогда не достигнем («То, что [Он] делает – гениально, но я-то так никогда не смогу»). Это Саша называет «Светлой Яркой Тенью». И предложил отличный способ работы с этим, вполне подходящий для самостоятельного применения – по сути, Shadow Work 3-2-1, только нужно писать не просто, а буквально письмо про свой идеал – сначала в третьем лице, о том, что он/она делает гениально, потом переписать тот же текст, обращаясь на «ты» (как если бы это письмо можно было бы когда-то своему идеалу отправить), а потом переписав все от первого лица. И важное добавление: написав все это, нужно встать и «стать» на время этим человеком, приняв такую же позу, начав двигаться таким же образом, танцевать даже – а дальше расширить этот танец, сделать его уже своим, вспомнив себя, но забрав те качества и движения, которые хочется забрать с собой.
Еще по теме:
Топография Тени: продолжение.
С тех пор, как был написан этот пост, Саша Гиршон написал про это все «Маленькую книгу о Тени».