Отрывок из статьи нарративного психотерапевта Стивена Мэдигэна «Восемь навыков высокоэффективных проблем».
Перевод Дарьи Кутузовой
Плохое отношение человека к себе захватывает всю его жизнь за счет того, что собирает в настоящем и прошлом только негативную информацию, вписывающуюся в рамки, заданные проблемой (Bateson, 1979). Далее оно предсказывает, что в будущем будет только «больше того же самого». Создается бедное описание человека и его опыта, вне которого остаются переживания преодоления, любви и сопричастности. Негативное воображение постоянно транслирует человеку сценарий наихудшего возможного развития событий.
Плохое отношение человека к себе подпитывает оскорбляющее несправедливостью, враждебное к человеку сравнение, потому что человек в его свете всегда оказывается «хуже», «второго сорта». Вне зависимости от того, что происходит и о чем идет речь, человек остается с чувством, что он «не дотягивает» до обозначенных стандартов. Этой привычке часто сопутствует и поддерживает ее тирания совершенства и безрезультатный подвижнический путь к его достижению.
Эту привычку очень трудно остановить, раз запустившись, она движется стремительно. «Я смотрю на родинку у себя на руке и вдруг уже думаю о том, кто придет на мои похороны; супруга опаздывает к ужину — я уже представляю ее в мотеле с соседом; ребенок ясельного возраста скандалит — он никогда не поступит в университет; коллега на меня как-то не так посмотрел — как пить дать, к вечеру меня уволят». Негативное воображение не приемлет полумер и полутонов, оно моментально разгоняется до максимальной скорости.
Люди, в жизни которых присутствует враждебное сравнение, могут верить, что фотография фотомодели в журнале мод считает их жирными; соседская собака ни в жизнь не захотела бы иметь настолько ленивого хозяина; все встреченные незнакомцы презирают их.
Вот какие вопросы можно использовать, чтобы рассмотреть контекст существования негативного воображения и враждебного сравнения:
— Бывает ли у вас ощущение, что есть какие-то силы, которые помогают людям плохо к себе относиться?
— Существуют ли какие-то популярные идеи, которые помогают людям чувствовать себя настолько плохими родителями, сотрудниками, супругами, детьми?
— Какие идеи способствуют тому, что мы всегда верим, что делаем недостаточно?
— Кто научил нас верить в то, что все, кроме нас самих, имеют право, чтобы с ними обращались по-человечески?
— Вы когда-нибудь задумываетесь о том, почему плохое отношение к себе не говорит о других людях в целом ничего хорошего, — кроме как в случаях, когда ему хочется нас унизить сравнением с ними?
Подобные вопросы ставят под сомнение легитимность высказываний плохого отношения к себе.
Для того, чтобы что-то им противопоставить, можно задать следующие вопросы:
— Каким образом негативное воображение захватывает всю историю о вас, как о личности?
— Какими средствами оно пользуется, чтобы придать убедительности истории о том, как все плохо?
— Какие распространенные идеи о том, кем вы «должны» быть оно привлекает и использует, чтобы помешать вам вспомнить отличающийся опыт и не дать включить его в историю вашей жизни?
— Каким образом негативное воображение «накручивается» в рамках проблемной истории?
— Что помогает создать трещину в построениях негативного воображения?
— Бывают ли моменты, когда вы свободны от сравнения?
— Как бы вы их обозначили?
— Есть ли в вашей жизни какие-то отношения, находящиеся за пределами враждебного сравнения?
Другие «навыки высокоэффективных проблем»:
Введение.
1. Надзор за собой/ориентация на критически настроенную аудиторию.
2. Отказ в праве быть.
3. Нарастающий страх.
4. Негативное воображение + враждебное сравнение.
5. Внутренние споры/ссоры/склоки.
6. Чувство безнадежности.
7. Перфекционизм.
8. Парализующая вина.