Один из лучших текстов про отношения за последнее время:
Такая разная любовь: чем отношения в США отличаются от отношений у нас
Попытка собрать каталог историй про «хорошие отношения»
Обсуждали недавно с клиентом, насколько у нас распространена идея «Любить значит страдать». Насколько она «зашита» в ткань русской культуры, и в том числе отражена в литературе — которую как раз изучают в подростковом возрасте, в период становления и первых проб «отношений». На таком культурном фоне не так-то легко решиться признаться в своих чувствах (даже самому себе), или формулировать свои предпочтения, или прояснять что-то в отношениях. Помню, в какой-то момент, собираясь признаться в любви, я осознала, что жду со стороны человека отповеди совершенно в стиле Евгения Онегина! Хотя мой визави никак не был на него похож, и ничего в предшествующем общении не предвещало такого стиля реакции, но другой картинки отклика у меня просто не было в голове…
Максимально доходчиво эту идею отобразил в фильме «Любовь и смерть» Вуди Аллен:
«Наташа! Любить значит страдать. Чтобы не страдать, надо не любить, но тогда будешь страдать от того, что не любишь. Поэтому любить значит страдать, но не любить тоже значит страдать, а страдать значит страдать. Чтобы быть счастливым, надо любить, значит, надо страдать, но страдание делает человека несчастным, поэтому чтобы быть несчастным, надо любить, или любить, чтобы страдать или страдать от избытка счастья. Жалко, что ты за мной не записываешь.»
Конечно, это пародия, но с другой стороны, она затрагивает и более широкий контекст — тему страдания как одной из опор культуры. И этому более широкому контексту не так легко противостоять (если человек решает, что уже достаточно настрадался в отношениях и больше не хочет) — хотя бы потому, что не так много примеров и ролевых моделей альтернативного, того, как бывает по-другому — счастливые отношения, наполняющие, взаимные, радостные и т.д. В общем, те самые «предпочитаемые отношения».
Наверное, про это еще пишут и снимают не так часто, просто потому что счастье не так драматично и не так маркетингово привлекательно («о чем писать-то, если все хорошо?» Вот страсти другое дело, есть где развернуться).