Недавно мне встретилась маленькая книжка Астрид Линдгрен, той самой мамы Пеппи и Карлсона, под названием «Нет насилию!»
В ней очень своевременный текст – речь Астрид Линдгрен на вручении Премии Мира немецкой книготорговли в октябре 1978 во Франкфурте. Тогда это выступление вызвало множество дискуссий в европейских странах. Сейчас в это трудно поверить, но еще в 1970-е гг. телесные наказания детей были нормой во многих странах. И только в 1979 году Швеция стала первой страной в мире, где они были запрещены – в том числе, благодаря этому выступлению Линдгрен. В этой речи писательница говорит не только о проблеме детских наказаний, но и о том, что истоки насилия, в котором утопает мир, лежат в детстве каждого из нас.
Интересная история про эту речь: организация, которая выдала премию, не хотела, чтобы она выступала, но Линдгрен сказала, что если ей не дадут слово, то она вообще не приедет на церемонию награждения. Так что им пришлось передумать и все-таки выслушать ее.
Больше всего меня поразило каким хрупким она ощущала мир в 1978 году. Как с тех пор мы успокоились и стали считать его само собой разумеющимся. И сколько еще усилий предстоит.
***
«Дорогие друзья.
Первое, что я должна сделать, это поблагодарить вас, и я делаю это от всего сердца. И сейчас, когда я стою здесь, когда так много мудрых мужчин и женщин выразили свои мысли и свои надежды на будущее человечества и на вечный мир, которого мы все так жаждем, что я могу сказать такого, чего не сказали до меня другие?
Говорить о мире означает говорить о том, чего не существует. Настоящего мира на нашей планете не существует и никогда не было, кроме как в качестве цели, которую мы, по-видимому, не в состоянии достичь. Пока человек живет на этой земле, он посвятил себя насилию и войне, и дарованный нам хрупкий мир постоянно находится под угрозой.
И этот момент вовсе не исключение. Именно сейчас мы в очередной раз замерли в ожидании новой глобальной войны, которая уничтожит всех нас. В меня вселяет хрупкую надежду тот факт, что все больше людей говорят об этом и даже пытаются действовать на благо мира. Но эта надежда эфемерна. Ведь политики всего мира, которые так много говорят о разоружении, имеют в виду все что угодно, но только не разоружение своей собственной страны. Никто не хочет стать первым, потому что никто не верит в искренность стремления к миру других.
Но не пора ли нам спросить себя, оглядываясь на тысячелетия истории насилия, что такого есть в нашем сознании что неизменно приводит нас к войнам и убийствам друг друга? Неужели мы все обречены погибнуть в результате этой бесконечной агрессии? И если мы все в итоге искренне желаем себе мира, то есть ли возможность у нас измениться так, чтобы полностью отмежеваться от насилия, пока еще не стало слишком поздно? Постараться стать новым видом человеческих существ. Но как это сделать и с чего начать?
Я уверена, что мы должны начать с самого начала. С наших детей. Сегодня вы наградили меня «Премией Мира», но как детского писателя. И вы вряд ли ожидаете от меня широких политических взглядов или умных предложений по решению международных проблем.
И я хочу поговорить о детях. Все мои надежды опираются только на них. Ведь именно они те, кто спустя не так уж много лет станет принимать решения, в том числе о войне и о мире и о том, в каком мире нам жить — в мире насилия или в мире братства и сотрудничества. Есть ли хоть маленькая надежда на то, что ужасный мир созданный человечеством станет вдруг другим? И почему нам никак не удается создать хороший мир, несмотря на все добрую волю, которая существует?
Я до сих пор хорошо помню, какое испытала потрясение, когда однажды, когда я еще была маленькой, я поняла, что люди, вершившие историю народов и мира, не отличались какими-то сверхъестественными дарованиями или божественной мудростью. Что они были людьми с такими же человеческими слабостями, как и я. Но они обладали властью и могли принимать судьбоносные решения в любой момент, в зависимости от побуждений и сил, которые ими управляли. Таким образом, если бы это было особенно неудачно, война могла бы разразиться просто потому, что один человек был одержим жаждой власти или мести, тщеславием или жадностью, или — и это кажется наиболее распространенным — слепой верой в насилие как таковое, самый эффективный инструмент во всех ситуациях.
Из этого я мог сделать только один вывод: историю мира всегда определяют отдельные люди. Но почему не все они были хорошими и благоразумными? Почему так много тех, кто хотел только насилия и стремился к власти? Были ли некоторые изначально злыми? Я не могла в это поверить тогда, да и сейчас не верю.
Интеллект, дар разума могут быть по большей части врожденными, но ни один новорожденный ребенок не содержит семени, из которого неизбежно прорастет добро или зло. Вырастет ли ребенок сердечным, открытым и доверчивым человеком с чувством общего блага или эмоционально холодным, деструктивным, эгоистичным человеком, решают те, кому доверен ребенок в этом мире, в зависимости от того, покажи им, что такое любовь, или не делай этого.
«Учишься только у того, кого любишь», — сказал однажды Гёте, и я думаю, что это правда.
Ребенок, к которому родители относятся с любовью и который любит своих родителей, обретает любовные отношения со своим окружением и сохраняет это основное отношение на протяжении всей своей жизни. И это хорошо, даже если потом ребенок не принадлежит к тем, кто вершит судьбы мира. Если, вопреки ожиданиям, ребенок однажды окажется среди этих могущественных, то всем нам повезло, если его основное отношение было сформировано любовью, а не насилием. Даже будущие государственные деятели и политики формируют характеры еще до достижения ими пятилетнего возраста — это пугает, но это правда.
Давайте вернемся к методам воспитания детей в прежние времена. Не слишком ли часто речь шла о том, чтобы сломить волю ребенка насилием, физическим или психологическим? Сколько детей получили свой первый урок насилия «от тех, кого они любят» от своих родителей, а затем передали эти знания следующему поколению!
И так далее: «Пожалеешь розги — испортишь ребенка», — сказано в Ветхом Завете, и многие отцы и матери верили в это на протяжении веков. Они усердно махали розгами и называли это любовью. Но каким было детство всех этих действительно «развратных мальчишек», которых сейчас так много в мире, этих диктаторов, тиранов и угнетателей, этих обидчиков?
В этом следует разобраться. Я уверена, что у большинства из них мы нашли бы отца-тирана или другого воспитателя, стоящего за ними с палкой в руке, будь она деревянной или унижающей, причиняющей боль, смущающей, пугающей.
Даже в детской литературе нет недостатка в сценах с описанием домашних тиранов, которые били своих детей, чтобы добиться от них послушания и подчинения, и во многом разрушили их жизнь. К счастью, всегда есть те родители, которые воспитывают своих детей в атмосфере тепла и любви. При этом справедливо будет вспомнить, что только в 20 веке, да и то далеко не везде, люди начали относиться к детям как к равным себе личностям, позволяя им свободно развиваться без насилия и угнетения.
И меня охватывает чувство настоящего ужаса, когда я слышу многочисленные голоса, ратующие за возврат к старым методам воспитания. Люди требуют «более строгого подхода, больше жесткости к детям» и при этом думают, что таким путем они смогут искоренить детские и юношеские пороки, они считают, что их причина в слишком большой свободе и отсутствии строгости. Но на самом деле это ни что иное, как попытка изгнать дьявола с помощью Вельзевула, приводящая лишь к еще большему насилию. И до тех пор пока мы не признаем, что насилие порождает лишь насилие, такой подход будет сохраняться и множится.
Увы, очень многие родители всерьез обеспокоены демократическим подходом к воспитанию. Они думают — не приведет ли такое к вседозволенности? Но анти-авторитарное воспитание вовсе не означает, что дети плывут по течению и делают все что угодно. Это не означает отсутствия норм и правил. Мы все нуждаемся в определенных рамках и правилах, и этим вещам дети всегда учатся на примере своих родителей. Разумеется, детям нужно уважать родителей, но взрослые точно так же должны уважать своих детей, а не злоупотреблять своей естественной властью над ними.
Я хочу рассказать любителям жесткого подхода к воспитанию историю, однажды услышанную мною от одной старушки. В те времена когда она еще была молодой матерью, а люди вовсю верили в идею, что «баловство портит ребенка», ее сын созорничал и первый раз в своей жизни решил скрыть от нее свое озорство. Дело, тем не менее, открылось, и она сказала мальчику пойти и найти хворостину для наказания. Его долго не было. В конце концов он вернулся плачущий и сказал: «Мама, я не могу найти прут, но вот держи вместо него камень». И мать вдруг поняла, как эту ситуацию на самом деле воспринял ее ребенок. Он решил, что мать просто хочет причинить ему боль, а значит и камень тут вполне сойдет. Тогда она разрыдалась, обняла его и какое то время они так и стояли и плакали вместе. Потом она взяла тот камень и положила его на кухне на самом видном месте, и с тех пор он всегда напоминал ей — никакого насилия!
Так что же, если мы будем воспитывать своих детей без насилия, то произведем новую породу человека, который будет жить в состоянии вечного мира? Только автор книг для детей может быть настолько простодушен, чтобы поверить в такое! Но я хорошо понимаю, что это утопия! Конечно же в нашем больном и страдающем мире множество вещей, помимо детей, требуют внимания, если мы хотим достичь мира. Даже сейчас, когда на планете в основном царит мир, даже сейчас в нем есть много несправедливости, жестокости и насилия, и наши дети, конечно, не могут закрыть глаза и не видеть этого. Они видят это, слышат это и читают про это каждый день, и несомненно, в них зарождается убежденность, что насилие естественный инструмент человеческих отношений. Но, то что мы можем сделать у себя дома, так это показать им, что есть и другой путь прожить нашу жизнь — и это любовь и понимание. И возможно, неплохо было бы нам всем иметь в кухне на полке такой же камень, который вечно напоминал бы нам — никакого насилия!»
Перевод в книге Ксении Коваленко. Но я обнаружила, что русский текст в книге местами сокращен, так что я поправила по немецкому оригиналу с помощью гугл-транслейта.
Ссылки:
Читать
Слушать
Audio in English
Оригинал (на немецком)
Архивное видео выступления (на немецком)
Мини-фильм по мотивам истории про женщину, мальчика и камень.
И немного про «эффект расходящихся кругов»: вот здесь документ, собранный к 35-летию запрета телесных наказаний в Швеции (на английском). Там хорошо прослеживается сдвиг восприятия наказаний. В качестве иллюстрации всего один график. Светло-зеленым — позитивное отношение к физическим наказаниям, темно зеленым — использование физических наказаний, на горизонте 50 лет.
История случается на наших глазах. Изменения происходят, отношение к насилию в обществе в разных частях света меняется.
Спасибо, Астрид, что ты делала эту работу на протяжении всей своей долгой жизни.
Впереди еще много работы.